18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стеделейк-музей смотрит на космизм через призму современности

Василий Чекрыгин. «Автопортрет». 1918 -1920. Фото: Stedelijk Museum
Василий Чекрыгин. «Автопортрет». 1918 -1920.
Фото: Stedelijk Museum

Выставка «Космизм. Образы грядущей встречи» в амстердамском музее объясняет, как утопические видения русского философа Николая Федорова нашли отражение в искусстве с 1910-х годов до наших дней

В просторном фойе Стеделейк-музея зрителей встречает инсталляция из загадочно мерцающих лайтбоксов: на зернистых черно-белых фотографиях мы видим звездное небо и человека, устанавливающего связь с небесными светилами при помощи подобия лазерного луча. Казахстан, где находится знаменитый космодром Байконур, фактически является порталом в космос, что неоднократно становилось темой работ художников из Центральной Азии. Серия «Повелитель звезд» (2009) алма-атинского дуэта Елены и Виктора Воробьевых была вдохновлена научно-фантастической новеллой их друга художника Сергея Маслова «Астральные кочевники» о космических приключениях современных казахстанских художников, где авторы — одни из персонажей. Инсталляция служит прологом к выставке «Космизм. Образы грядущей встречи», занимающей зал в анфиладе, где располагается постоянная экспозиция искусства первой половины ХХ века, в том числе коллекция произведений Казимира Малевича, приобретенная музеем в 1958 году с берлинской выставки, вывезенной художником в Европу в 1927-м.

Казимир Малевич. «Успение святого». 1907-1908. Фото: Stedelijk Museum
Казимир Малевич. «Успение святого». 1907-1908.
Фото: Stedelijk Museum

Выставка в Стеделейк-музее сделана на основе знаменитого собрания Николая Харджиева с включением современных произведений и становится своего рода ключом, контекстуальным полем, расширенным комментарием к постоянной экспозиции, объединившей практически все авангардные направления, главными элементами которых часто были утопические идеи.

Отправная точка и камертон проекта — философия Николая Федорова и его последователей, в частности идеи о достижении бессмертия через развитие новых технологий и науки, о возможности воскресить мертвых, об освоении космоса и других планет в связи с перенаселением Земли в результате победы над смертью. По замыслу кураторов Франка ван Ламоена и Робби Швайгера выставка представляет собой «сжатое путешествие» по утопиям и дистопиям, вдохновленным идеями космизма.

Василий Чекрыгин. Композиция из серии «Воскрешение мертвых». 1920. Фото: Stedelijk Museum
Василий Чекрыгин. Композиция из серии «Воскрешение мертвых». 1920.
Фото: Stedelijk Museum

В центре экспозиции — корпус работ Василия Чекрыгина (1897–1922), посвятившего свое творчество федоровской идее преодоления смерти и трагически погибшего в возрасте 25 лет. Чекрыгин работал бок о бок с Давидом Бурлюком, Наталией Гончаровой, Михаилом Ларионовым, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, был на фронте и видел ужасы Первой мировой войны. В конце 1920 года он начинает серию графических работ, похожих на мистические видения, проект будущей фрески. Главная тема — воскрешение мертвых, изображенных в виде парящих, поднимающихся и падающих человеческих фигур, завернутых в саваны, «исход из хаоса в космос», художники, воскрешающие своих отцов, — буквальная иллюстрация идей Федорова. Одна из жемчужин выставки — редкий живописный «Автопортрет» Чекрыгина 1918–1920 года.

На соседней стенке представлена вселенная Казимира Малевича — от ранних символистских работ до эскизов сценографии и костюмов к опере 1913 года «Победа над Солнцем». Есть здесь и еще один шедевр из собрания Харджиева — композиция «Супрематический дух», тончайшая по нюансам живопись на доске с изображением наложенных друг на друга линий в форме креста с белым квадратом посередине.

Василий Чекрыгин. Эскиз из серии «О Соборе Воскрешающего музея». 1921. Фото: Stedelijk Museum
Василий Чекрыгин. Эскиз из серии «О Соборе Воскрешающего музея». 1921.
Фото: Stedelijk Museum

Как противопоставление геометрической абстракции Малевича показана группа работ, которые можно отнести к «органическому» направлению, в них проявились отголоски идей космистов о всеединстве. Лучизм Гончаровой и Ларионова был одним из первых абстрактных направлений, где контуры предметов очерчивались пересечением лучей, связывающих невидимыми нитями все живое и неживое.

Михаил Матюшин разрабатывал теорию «зорведа» — расширения сенсорного восприятия и угла зрения до 360 градусов; художник рассматривал окружающее пространство как сферу, в которой все взаимосвязано. Павел Филонов пришел к концепции «мирового расцвета»: каждую точку живописи он считал «единицей действия», а каждая картина и рисунок кропотливо выстраивались подобно тому, как в природе целое формируется из клеток и атомов. Завершают этот ряд экспрессивные живописные эскизы Ивана Леонидова к «Городу Солнца» (1947–1959), собственному утопическому проекту художника, опирающемуся на произведение Томмазо Кампанеллы.

Федор Тетянич. «Биотехносфера – Лодка». 1980. Фото: Stedelijk Museum
Федор Тетянич. «Биотехносфера – Лодка». 1980.
Фото: Stedelijk Museum

Особое место на выставке занимают работы Федора Тетянича, недавно приобретенные в коллекцию музея. Тетянич — одна из самых ярких фигур украинского искусства 1960–1980-х. Начав деятельность в качестве художника-монументалиста, он изобрел фрипулью — собственную вселенную, со временем и вовсе вытеснившую из практики художника государственные заказы. Главными ее элементами были стремление к космосу, бесконечность и неразделимость процесса жизни и искусства, где каждому, даже самому простому и абсурдному, действию или объекту присваивалась категория эстетического. Фрипулья стала девизом, мифологией и псевдонимом автора, который также описывал ее как форму энергии, излучения или биополя, содержащего всю сущность человека. Федор Тетянич был первым украинским художником, кто ввел в свою практику акции и хеппенинги. Он наряжался в яркие разноцветные ткани и фольгу, надевал импровизированные головные уборы, сделанные из использованных коробок, собирал горы мусора и металлолома и устраивал акции на улицах.

Одним из главных проектов, сближающих искусство Тетянича с архитектурными утопиями Малевича и Леонидова, были «биотехносферы» — сферические архитектурные сооружения для одного или двух человек, способные, по замыслу автора, поддерживать вечную жизнь и оснащенные всем необходимым, расположенным вокруг центральной зоны. В 1984 году прототип такой автономной капсулы, собранный художником из подручных средств, был установлен в качестве оформления автобусной остановки, но затем был демонтирован и не сохранился.

Интерактивная инсталляция Антона Видокле «Читальный зал космиста». Фото: Alexandra Kharitonova
Интерактивная инсталляция Антона Видокле «Читальный зал космиста».
Фото: Alexandra Kharitonova

Финальный аккорд выставки — интерактивная инсталляция Антона Видокле, главного среди современных художников исследователя космизма и его влияния на современное искусство и культуру на постсоветском пространстве. «Читальный зал космиста» представляет собой реконструкцию типичной советской библиотеки с простыми стульями и столом с зелеными лампами. Посетителям выставки предлагается присесть и погрузиться в сочинения философов, компендиумы, статьи, размышления, интервью и исследования на тему космизма — от Николая Федорова и Константина Циолковского до Вальтера Беньямина, Бориса Гройса и Арсения Жиляева.

Несмотря на неизбежную фрагментарность и ограничения по составу произведений, свобода и легкость в расширении контекста и временных рамок позволили кураторам найти интересные сопоставления и сделать тонкую и содержательную выставку, представив космизм как одну из магистральных линий модернизма и современного искусства.

Текст впервые опубликован в Art Focus Now.

Стеделейк-музей
«Космизм. Образы грядущей встречи»
До 3 марта

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+