Самую известную картину Карла Брюллова готовят к ретроспективной юбилейной выставке художника «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П.Брюллова», которая откроется в Государственном Русском музее в конце года. Второй раз за свою жизнь это полотно переживает такую серьезную реставрацию.
Работа, которая началась в конце 2023 года, ведется при поддержке ПАО «Газпром», партнера реставрационных проектов Русского музея. Фактически это второй этап комплексной научной реставрации. Первый этап — техническая реставрация — был завершен еще в 1995 году, в год 100-летия основания Русского музея. Тогда был выполнен весь объем работ по консервации картины — сейчас специалистам предстоит выполнить реставрацию живописного слоя. Кроме того, будет отреставрирована и историческая рама. Она, как предполагают искусствоведы, могла быть выполнена по эскизам отца художника, Павла Ивановича Брюллова (Пауля Георга Брюлло), скульптора и живописца, имевшего звание «академика скульптуры орнаментной на дереве».
Сюжет «Последнего дня Помпеи» был задуман Карлом Брюлловым во время поездки в Неаполь летом 1827 года. Заказчиком картины стал Анатолий Демидов, князь Сан-Донато, заплативший художнику 15 тыс. руб. Брюллов работал над полотном почти шесть лет, а когда картина была завершена, выставил ее для обозрения в своей мастерской в Риме. Успех у публики был огромным, и владелец работы после римского триумфа решил устроить ей европейское турне — сначала показал на Миланской художественной выставке, затем на Парижском салоне 1834 года. В Париже шедевр Брюллова был удостоен Большой золотой медали. В том же году Демидов привез картину в Россию и подарил Николаю I в его эрмитажную коллекцию. С сентября 1834 года полотно выставлялось в отдельном зале Академии художеств в Петербурге, где его могли видеть все желающие. Пушкин посвятил картине стихотворение, Гоголь в своей статье назвал ее «светлым воскресением живописи». За «Последний день Помпеи» художника называли «первой кистью государства».
В 1851 году полотно вернулось в Эрмитаж, где была организована Русская галерея, а в 1897 году его вместе с остальными экспонатами галереи передали в недавно созданный Русский музей Александра III (теперь — Государственный Русский музей). С тех пор оно находится в его коллекции.
«Этой работе Брюллова повезло: она очень редко покидала родные стены, — отметил Григорий Голдовский, заместитель генерального директора ГРМ по научной работе. — На моей памяти — а это почти 40 лет, — она в 1999 году побывала на выставке в Третьяковской галерее и в 2003 году в Италии на выставке „Величие Рима. От Наполеона до объединения Италии“. Можно сказать, что в музее у нее была несуетливая жизнь».
Несмотря на спокойное существование, картине требуется помощь. Еще в 1995 году, в ходе технической реставрации, специалисты обнаружили на полотне около 50 прорывов, с тыльной стороны закрытых заплатами, а с лицевой замаскированных довольно грубыми записями, частично скрывающими авторскую живопись.
«Холст настолько „перегорел“, что возник риск потери картины, — рассказал Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации ГРМ. — Мы сняли все заплаты, прорывы с изнанки заделали по современным методикам, заклеили специальной японской бумагой, замастиковали. А затем дублировали картину на новый холст, иначе мы не смогли бы ее снова выставлять в музейных залах. Тогда же было принято решение не трогать живопись».
Благодаря качественно выполненной технической реставрации середины 1990-х годов картина впоследствии находилась в абсолютно стабильном состоянии. Об этом нашей газете сообщил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи ГРМ Марат Дашкин, возглавляющий группу из 13 специалистов, созданную для реализации проекта комплексной реставрации «Последнего дня Помпеи».
Для работ над самым большим в творчестве Брюллова полотном (456,5 на 651 см) музей выделил выставочный зал № 86 на втором этаже Корпуса Бенуа (в этом же зале реставрируется и рама). Холст был снят с подрамника, накатан на деревянный транспортировочный вал и в таком состоянии перенесен в рабочее помещение. Когда картину раскатали и обеспылили, специалисты прежде всего восстановили прозрачность лака по всей поверхности красочного слоя. Для этого использовали метод регенерации лака парами спирта, придуманный еще в середине XIX века немецким химиком Максом фон Петтенхофером. Эту работу выполнили в первую очередь, пока полотно еще лежало на полу.
Параллельно были проведены исследования состояния живописи в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, взяты и изучены микропробы грунта и лаковых слоев. Специалисты планируют, используя растворители и ультрафиолетовое излучение, сантиметр за сантиметром удалить многочисленные и очень заметные подтеки более позднего лака, изменившегося в цвете и тоне, и максимально сохранить прозрачный слой авторского лака. Затем нужно будет удалить все прежние записи и мастиковки, дойти до уровня утрат, подвести в этих местах новый реставрационный грунт и сделать тонировку строго в границах сквозного прорыва.
На реставрационном совете было принято решение не тонировать разрывы в слое масляной живописи. Специалисты называют их «асфальтовая болезнь» или «масляные разрывы». Они происходят либо из-за разницы в высыхании слоев живописи, либо из-за химического состава самой краски. Раньше эти трещины тонировали — теперь их принято считать особенностями авторской живописи и сохранять. В финальной части всей работы полотно заново покроют свежим лаком.
Несмотря на значительные размеры картины, сплошные леса для работы выстроены не будут. «Пользуясь опытом наших коллег из Третьяковской галереи, мы используем специальный подъемник, — пояснил Марат Дашкин. — На аналогичном устройстве они выполняли реставрацию „Ивана Грозного и сына его Ивана 16 ноября 1581 года“ Ильи Репина. Подъемник оборудован всем необходимым: там будет и ультрафиолетовый свет, и микроскоп. Это своеобразная мини-мастерская, где всё есть, всё под рукой, разработанная реставраторами Третьяковки».
В одной из стен зала, где проходит реставрация, установлена стеклянная панель, через которую посетители музея могут наблюдать за работой специалистов. По плану все реставрационные работы должны завершиться к середине октября.