18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век

Николай Сапунов. «Ряженые». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Сапунов. «Ряженые». 1907.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок

«Распятый Арлекин» работы Юрия Анненкова 1921 года, аллегорический портрет артиста и писателя Николая Евреинова, сделанный для обложки евреиновской книги «Самое главное», на новой выставке в Государственной Третьяковской галерее стал финальной точкой, завершающей рассказ кураторов об изящном и тревожном искусстве Серебряного века и трагических судьбах его героев. Сама выставка — несмотря на то что посвящена исключительно графике, получилась крайне яркой. В этом нет ничего странного, ведь это графика именно Серебряного века — эпохи, в которую использовали самые сочные графические материалы: гуашь, пастель и так далее. Многие произведения, представленные на выставке, хорошо известны зрителям по бесчисленным репродукциям; психологически они воспринимаются как масштабные картины маслом и вызывают удивление, когда осознаешь, что это всего лишь хрупкий бумажный листочек. Такова, например, знаменитая «Елизавета Петровна в Царском Селе» Евгения Лансере — гуашь размером 43,5 на 62 см.

Евгений Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Евгений Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея продолжает показывать сокровища графики из своих фондов. Нынешняя экспозиция, названная «Герои и современники Серебряного века», уже четвертая в цикле, посвященном рубежу XIX–XX веков. До этого в музее показали проект про Александра Бенуа и его «Мир искусства», затем яркую выставку про «арлекинов Серебряного века» — Николая Сапунова, Константина Сомова и Сергея Судейкина, а также экспозицию «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов». На сей раз кураторы решили не сосредотачиваться на конкретных персоналиях, а, наоборот, расстелить перед нами неоднородное лоскутное одеяло визуальной культуры Серебряного века, различные фрагменты которой друг другу прямо противоречили. Сначала мы видим, насколько разными были журналы-манифесты, объединявшие различные художественные группировки. Затем перед нами предстает элегантное разностилье типичного «портрета современника» — творца или богемного созерцателя. Именно в то время постоянно происходила игра в «архаические» формы портретного жанра — аллегорические, костюмированные или парадные.

Выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее. Фото: Юрий Кочетков/ТАСС
Выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее.
Фото: Юрий Кочетков/ТАСС

Отдельно отстоит группа произведений, посвященных истории России: царские выходы, императорские охоты и прочее. Их много именно в графике, причем от ведущих художников — Александра Бенуа, Сергея Иванова, Андрея Рябушкина, в связи с тем, в частности, что в ту эпоху печатание роскошных книг находилось на высочайшем уровне и множество эскизов иллюстраций было выполнено для «Картин по русской истории» Иосифа Кнебеля, «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси» Николая Кутепова и других подобных изданий. Сейчас книги эти мало кому памятны, а вот созданные для них работы встречаются в любом учебнике русской истории.

Борис Кустодиев. «Японская кукла». 1908. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. «Японская кукла». 1908.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка большая — более 280 произведений. Помимо перечисленных тем, отдельно сгруппированы эскизы осуществленных и, наоборот, несостоявшихся церковных росписей (от Виктора Васнецова и Николая Рериха до Наталии Гончаровой и Кузьмы Петрова-Водкина). Наконец, группа работ рассказывает о развитии «русского» стиля у Елены Поленовой, Ивана Билибина и других художников, а также об эволюции стиля модерн на отечественной почве. 

Государственная Третьяковская галерея
«Герои и современники Серебряного века»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+