Выставка в Метрополитен-музее показывает: Африка была вовлечена в межрегиональное взаимодействие задолго до эпохи Великих географических открытий. Благодаря водным путям Средиземного, Красного и Аравийского морей на северном и северо-восточном побережье Африки шел активный обмен товарами, идеями, верованиями и эстетическими практиками.
Связующим звеном для регионов, разделенных сегодня разными культурными парадигмами, была Византийская империя. На пике территориальной экспансии в середине VI века под властью Константинополя находились Балканский, Апеннинский и юг Пиренейского полуостровов в Европе, Малая Азия и Левант, а также Египет и почти весь север Африки.
В выстроенную хронологически экспозицию вошло около 200 объектов. Основной акцент сделан на фигуративное искусство: в лицах «Африки и Византии» прочитываются знакомые связи. Узнаваемые молитвенные позы и выражения лиц напоминают о традиции христианской набожности. Взаимосвязь культур отражается и в гибкости языка. Основной текст созданного в VII веке «Письма к настоятелям монастыря Святого Павла Анахорета» составлен на коптском, который в то время служил языком повседневного общения в Египте, а обращенные к Богу пассажи, предваряющие основное содержание этого длинного документа, написаны на греческом и арабском. Таким образом, этот артефакт оказывается одновременно связан с северным, южным и восточным побережьем Средиземного моря, являясь свидетельством того, что географию экспонатов следует понимать именно через воду, а не через сушу.
Ряд экспонатов представляет собой квинтэссенцию динамичной мультикультурной истории, которую рассказывает выставка. Египетская псалтырь-полиглотта (XII–XIV века) состоит из шести колонок текста, написанных на эфиопском, сирийском, коптском, арабском, армянском и сирийском языках. Мозаики и притолоки из синагоги с текстами на иврите соседствуют с разворотами Корана. Надписи на притолоках указывают, что это дар частных лиц, связанных с мусульманским двором Египта. Фрагмент заговора на приворот, написанный на коптском и греческом, свидетельствует о взаимном проникновении магических ритуалов.
Ближе к концу экспозиции эфиопские христианские иконы, изображающие святых с характерными большими глазами, облаченных в богатые драпированные одежды, выделяются на фоне нубийских и североафриканских интерпретаций христианской образности.
Сейчас, когда коллекция африканского искусства Метрополитен недоступна из-за реновации крыла Рокфеллера, этот проект играет важную роль в выставочной программе музея. Здесь соединяется разнесенное по разным частям музейного здания африканское, древнеегипетское, классическое, средневековое и исламское искусство, демонстрируя как зачастую произвольный характер их разделения, так и естественные пересечения. Но выставка лишь выиграла бы, если бы тема объединения экспонатов была проговорена более четко.
В последнем зале представлены работы современных эфиопско-американской художницы Тседайе Маконнен и эфиопско-британского художника Тео Эшету. Они стоят особняком с их критикой отношения к эфиопам по ту сторону Средиземного моря и вывоза культурных и религиозных памятников, таких же как многие из представленных в экспозиции. Маконнен и Эшету берут на себя смелость обращаться к теме империалистической эксплуатации колоний и вывоза культурных ценностей, пронизывающей историю западного искусства и музеев, — функцию, которую довольно часто спихивают на современных небелых художников.
В целом выставка представляет интересный и редкий взгляд на византийское господство и влияние в некоторых частях Африканского континента и дает возможность увидеть работы, хранящиеся как в американских, так и в зарубежных коллекциях: египетских, британских, французских, польских, тунисских. Сами работы по отдельности впечатляют, а в совокупности изумительны.
Метрополитен-музей
«Африка и Византия»
До 3 марта