18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Москва — Берлин»: трудности перевода и взаимопонимания

Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1996. Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1996.
Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Как, из чего и почему реализовывался знаменитый международный проект, сопрягавший две культуры, в подробностях рассказано в новой книге Оксаны Булгаковой, которая была и свидетельницей, и участницей многих сопутствующих событий

Выставка русско-советского и германского искусства, проходившая в 1995–1996 годах в Берлине (Мартин-Гропиус-Бау) и Москве (ГМИИ им. А.С.Пушкина), хотя и не ошеломила зрителей, подобно легендарному проекту «Москва — Париж», но запомнилась своими масштабами и противоречиями. Спустя восемь лет в тех же двух столицах прошла еще и выставка, посвященная второй половине ХХ века, но это была уже во многом другая история.

Что касается первой версии, то за годы, что ушли на ее подготовку, прекратили существование два государства — СССР и ГДР. Экспозиция в Берлине напоминала управляемый хаос — московская же дидактически сопоставляла советскую и германскую тоталитарные модели культуры. Пространство берлинской выставки по замыслу архитектора Даниеля Либескинда словно разрывали клинья, недвусмысленно намекавшие на творчество Эль Лисицкого. Оформление залов ГМИИ, сделанное Борисом Мессерером, напоминало колумбарий. Выставку в обеих столицах посетило тогда 605 тыс. человек, она удостоилась внимания разноязычной критики.

Оксана Булгакова. «Выставка «Москва — Берлин / Berlin — Moskau. 1900 – 1950». СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2023. 206 с., ил. (avant-garde; вып. 26).
Оксана Булгакова. «Выставка «Москва — Берлин / Berlin — Moskau. 1900 – 1950». СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2023. 206 с., ил. (avant-garde; вып. 26).

И вот теперь российским читателям предлагается монография, посвященная тому амбициозному проекту. Автор ее — Оксана Булгакова, киновед и культуролог. Она окончила ВГИК, с начала 1980-х живет в Германии, диссертацию защитила в Университете Гумбольдта, работала в Берлине и Стэнфорде, в настоящее время преподает в Майнцском университете Гутенберга. Булгакова занимается историей раннего советского кино, отношениями кинематографа с тоталитаризмом. В последнее двадцатилетие она выпустила своеобразную культурологическую трилогию о средствах коммуникации: «Фабрика жеста», «Советский слухоглаз» и «Голос как культурный феномен».

В нынешней работе Оксаны Булгаковой, снабженной подзаголовком «Тайная и явная история музейного блокбастера, которую мы должны помнить, потому что хотим забыть», присутствует, казалось бы, личностный фактор. Дело в том, что она была среди кураторов выставки (секция кино, с германской стороны). Но книга лишена мемуарной составляющей, за исключением пространной цитаты из частного письма Екатерины Хохловой (киноведа и куратора секции кино с советской стороны), в котором рассказана предыстория проекта. Пожалуй, к личному опыту автора можно отнести и рассказ о стремлении показать на выставке визуальные образы двух городов, а также установление кульминации связей между русской культурой и немецким экспрессионизмом: Булгакова имеет в виду экранизации «Преступления и наказания» и «Власти тьмы» Робертом Вине с участием артистов мхатовской труппы.

Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в Мартин-Гропи-ус-Бау, Берлин. 1995. Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
Выставка «Москва-Берлин/Berlin-Moskau. 1900-1950» в Мартин-Гропи-ус-Бау, Берлин. 1995.
Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

Книгу, как и саму выставку, отличает богатство фактического материала. Но этим сходство между ними не оканчивается. «Москву — Берлин» называли несколько хаотической — та же особенность присуща и книге. Вернее сказать, исследовательница нередко отклоняется от главной темы и совершает многостраничные отступления. Например, подробно говорится о «культурном фронте» холодной войны с подробным же изложением биографии Камиллы Грей, британской исследовательницы русского авангарда; слишком пристальное внимание уделено заимствованиям из аналогичной выставки «Москва — Париж».

Зато весьма уместны сведения о предшествовавших выставках русского и советского искусства, как в ФРГ, так и в ГДР. Очень ценные главы книги посвящены русской эмигрантской культуре в Берлине (кино, театру, в меньшей степени живописи), а также соприкосновению и восприятию тоталитарных культур. Правда, в историю парижской выставки 1937 года вкралась досадная обмолвка: архитектором павильона СССР был Борис Иофан, а не Константин Мельников.

Йозеф Феннекер. Афиша немецкой экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина». 1920. Фенникер создал более 250 киноплакатов и работал для берлинского кинотеартра «Марморхаус». Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
Йозеф Феннекер. Афиша немецкой экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина». 1920. Фенникер создал более 250 киноплакатов и работал для берлинского кинотеартра «Марморхаус».
Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

Безусловно, говоря о выставке «Москва — Берлин», нельзя не затрагивать проблему «перемещенных ценностей» и скандалы с поддельным русским (советским) авангардом. Но стоило ли посвящать им столько места и возвращаться к этим темам в финальных главах, не забыв рассказать о коллекциях Гурлиттов и Топоровских?

Очень обстоятельно, с привлечением выразительных цитат, Булгакова изучила критические отзывы о московской и берлинской экспозициях. Кроме того, значительное внимание она уделила отзывам рядовых посетителей выставки в Москве. К сожалению, аналогичных сведений о берлинской в книге нет.

Совершенно точно автор завершает свое исследование сравнительным анализом понятий «авангард» и «модернизм». Терминологический экскурс скоро переходит в разговор об ответственности деятелей культуры, зачастую передовой, за поддержку далеко не передовых политических режимов и институций. Будем надеяться, что вдумчивому рассмотрению этой этической темы Оксана Булгакова посвятит свою следующую работу. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+