Приезжая на учебу в Сент-Джонс, самые богатые студенты 400 лет назад не просто вешали на стену своей комнаты что-нибудь вроде постеров. Реновация зданий принесла немало неожиданных открытий. Так, оказалось, что некоторые из наиболее привилегированных студентов привозили собственную деревянную обшивку для теплоизоляции холодных комнат и даже заказывали дорогостоящие росписи для их украшения.
В числе других сюрпризов — коровьи кости, найденные в давно заброшенном коридоре. «Похоже, коров в буквальном смысле вели прямо до дверей кухни, но некоторые, по-видимому, не доходили», — говорит Сэнди Райт, основатель лондонского архбюро Wright and Wright. А вот обнаружение нацарапанной на окне подписи некоего Кристофера Рена вызвало чуть ли не ажиотаж среди архитекторов; правда, вскоре выяснилось, что это автограф не великого английского зодчего, а его отца, который служил здесь библиотекарем.
Бюро Райта недавно завершило финальный £9,2-миллионный этап растянувшихся на десятилетие реставрационных работ в колледже — которые начались со скромной просьбы проверить состояние Старой (1599) и Лодианской (1633) библиотек. В обеих хранилось такое количество редких и ценных книг, не выдававшихся на руки, что для студентов почти не оставалось места. Освещение было тусклым, окна требовали ремонта, полы проваливались, а трубы подтекающей отопительной системы проходили прямо сквозь один из старейших книжных шкафов Оксфорда.
В 2019 году открылась новая библиотека, построенная по проекту Wright and Wright. Место под ее строительство любезно выделила на территории своего сада Маргарет Сноулинг, которая в то время возглавляла колледж. А старым библиотекам постепенно вернули прежнюю красоту. В них заменили освещение и отопление; потрескавшиеся витражные окна продублировали вторым контуром остекления; деформированные части деревянных книжных шкафов заменили новыми. Резные митры архиепископа Уильяма Лода на стропилах позолотили, а полы полностью застелили досками из английского дуба, прибитыми гвоздями с пирамидальной шляпкой, которые производятся только в США. Отреставрировали и помещения под библиотекой, в 1970-х годах наспех переоборудованные в комнаты для занятий.
Неожиданностью стало обнаружение настенных росписей. Наибольший интерес представляет элегантный цветочный узор над изысканным камином, выполненный дорогими пигментами. Дебби Расселл из компании Cliveden Conservation рассказала, что работы над этим «декоративным элементом XVII века» включали укрепление, расчистку и аккуратную ретушь в местах утрат. «Это был тяжелый труд, — вспоминает Расселл. — Каждый сантиметр краски вздулся и отслаивался. На работу над одной только этой росписью ушли месяцы».
Гордостью Сент-Джонса был и остается внушительный Кентерберийский двор, подарок колледжу от Уильяма Лода — своенравного политического деятеля, которого Карл I сделал архиепископом Кентерберийским. В окружении изысканной резьбы по камню в двух нишах стоят бронзовые статуи Карла и его супруги Генриетты-Марии. Королевская чета посетила открытие нового пространства колледжа в 1635 году. Церемония сопровождалась недельными празднествами; говорили, что они обошлись дороже, чем само строительство. Роялисты вновь обосновались в колледже, когда во время английской революции двор бежал в Оксфорд, а Лод был казнен в лондонском Тауэре в 1645 году и похоронен в часовне при Колледже Сент-Джонс.
Верхние этажи двора-каре поддерживают элегантные пары каменных колонн. Обнаружилось, что состояние одной из них резко ухудшилось из-за трещин, и было принято радикальное решение заменить все колонны. Часть из них оказалась более поздней заменой из портлендского камня, но самые старые сделаны из блетчингдонского мрамора, который больше не добывают. После консультации с экспертом по камню Дэвидом Джефферсоном выбор пал на свейлдейлскую породу — известняк с высоким содержанием окаменелостей. Ожидается, что новые колонны прослужат дольше оригинальных. По словам каменщиков, следующую проверку их состояния необходимо будет провести в 2407 году.