История собрания Фрэнсиса Хаскелла, которое представлено на выставке в залах фонда In artibus в сотрудничестве с «Галеев-галереей», могла бы стать фоном какого-то сюжета из Джона Ле Карре.
Все началось с того, что Арнольд Хаскелл, отец нашего героя, в юности увлекся балетом, а поскольку юность его пришлась на первую треть ХХ века, то это оказался, разумеется, русский балет Сергея Дягилева. В итоге Хаскелл-старший стал пиар-агентом труппы «Русского балета Монте-Карло», затем балетным критиком, другом Александра Бенуа и Михаила Ларионова, директором британской Королевской школы балета, автором первой на свете книги о Дягилеве и т.п. Женился он на дочери русского эмигранта Вере Зайцевой (не балерине, что странно).
Их сын Фрэнсис стал известным британским искусствоведом, автором нескольких важнейших исследований искусства как социального явления. Во время Венецианской биеннале 1962 года Фрэнсис Хаскелл познакомился с сотрудницей Эрмитажа, специалистом по итальянскому рисунку Ларисой Салминой. Женился на ней и увез в Британию, где она стала хранителем Музея Ашмола и опубликовала прекрасный каталог его русской коллекции.
Одним из наставников Хаскелла и другом семьи был хранитель коллекции живописи королевы Энтони Блант — он же знаменитый советский шпион, член «кембриджской пятерки». Впрочем, о его шпионской деятельности Фрэнсис Хаскелл с женой узнали уже после разоблачения.
Хаскелл скончался в 2000 году. К этому времени супруги собрали примечательную коллекцию графики, в основном итальянской гравюры. Это произведения Марко Денте да Равенна, Джованни Пиранези, Маркантонио Раймонди, Сальватора Розы, Джованни Баттисты Скултори и Адамо Скултори, а также листы фламандцев и англичан. Следующая глава истории началась примерно в 2004 году, когда коллекционер Нина Лобанова-Ростовская познакомила вдову Хаскелла Ларису с московским галеристом и собирателем Ильдаром Галеевым, который стал ее другом и часто бывал в ее оксфордском доме.
На протяжении 2014–2022 годов Салмина-Хаскелл, желая, чтобы уникальные листы из коллекции мужа были доступны на ее первой родине, безвозмездно передала собрание Галееву. Он, в свою очередь, воспользовался возможностью выставить его в залах фонда In artibus Инны Баженовой. Экспонаты подобраны так, чтобы представить любимую тему Хаскелла, Италию, в максимальной полноте. К выставке выпущен каталог собрания, в который также включены записи бесед Салминой-Хаскелл с Галеевым, биография ее мужа и его статья «Враги современного искусства».
Фонд In artibus
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
До 24 марта