18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Марина Бондарева: «Мы занимаемся „поэтическими“ археологическими проектами»

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева.  Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»
Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева.
Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Основательница и председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева побеседовала с нами об обаянии археологических раскопок, влюбленности в артефакты и поисках денег для их поиска

Последний и самый яркий проект вашего фонда — выставка «Сны Сибири», которая в минувшем году прошла в Историческом музее. Вы будете продолжать его?

Да, эта выставка, идеей которой было собрать главные археологические находки различных культур вдоль Транссибирской магистрали, оказалась очень успешной: ее посетило 55 тыс. человек, а образовательная программа, включая онлайн-мероприятия, привлекла 600 тыс. человек. Она позволила нам рассказать о себе. Многие региональные музеи, экспонатов которых на ней не было, захотели принять участие в продолжении. К нам присоединились музеи из Иркутска, Тюмени, Ханты-Мансийска — с тем, чего не было в Москве.

Поэтому следующие «Сны Сибири» откроются во Владивостоке, в Музее истории Дальнего Востока им. В.К.Арсеньева, 17 мая и будут идти там до окончания Восточного экономического форума. После этого выставка переедет в Красноярск, где должна работать до конца января 2025 года. Музеев-участников и экспонатов будет намного больше, мы покажем на ней археологические экспонаты, которые выставляются крайне редко.

Выставка Сны Сибири в Историческом музее стала самым зрелищным проектом фонда «Таволга». Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»
Выставка Сны Сибири в Историческом музее стала самым зрелищным проектом фонда «Таволга».
Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»

Также мы выступаем партнерами двух выставок в Архангельске и Пскове. В планах у нас проект, который называется «Морской коч». Коч — это вид поморского судна, их находят при раскопках. Это будет выставка про русское северное мореплавание и открытие берегов Арктики, но конкретное место ее проведения пока не выбрано.

Какие еще выставки вы проводили?

Самый первый крупный проект — «Культур­ный мост» в 2018 году в МУАРе (Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. —  TANR). Около 10 тыс. посетителей за два с половиной месяца. На выставке показывали архео­логические находки последних лет на территории Северного Причерноморья, обнаруженные во время крупных строительных работ, причем находки всех эпох — от палеолита до Екатерины Великой. Другие наши выставки более мелкие, они посвящены истории, архитектуре. Например, посвященная архитектуре вокзалов БАМа (это оказалась отдельная, никем как следует не изученная тема, надеемся также ее продолжить). С 2018 года, когда фонд был основан, мы реализовали почти 30 проектов в 60 регионах и 4 странах. Но выставки — это не главное в нашей деятельности.

А что же главное?

Мой с партнерами основной бизнес, из которого я пришла к культурной деятельности и которым я продолжаю параллельно заниматься, — это проведение, согласно законодательству РФ, комплексных подготовительных работ перед стройками: проектные изыскания и подготовка строительства. Наша инжиниринговая компания работает уже 17 лет, она одна из первых в стране. Поскольку это масштабные стройки (например, автодорог или водохранилищ), то объем обязательных и порой рутинных работ у археологов нашей компании огромный. В этой коммерческой компании при проведении работ мы активно сотрудничаем с Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук, с нашими коллегами с Дальнего Востока, из Хакасии, из Краснодарского края, с Институтом археологии РАН. Вот так, благодаря общению со всеми этими людьми…

Выставка «Культурный мост: из прошлого в настоящее» в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева. Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»
Выставка «Культурный мост: из прошлого в настоящее» в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева.
Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»

То есть получается, что в какой-то момент вы поняли, что одной коммерческой деятельности для вас недостаточно, и основали фонд?

По своей основной работе я очень много путешествовала по самым диким и далеким уголкам России. Мне было безумно интересно. А когда я уже работала в коммерческой компании, у нас был проект на Зарамагских ГЭС в Северной Осетии, я помню. Вот эта зона будущего затопления… Для меня строительство — это в первую очередь возможность увидеть то, к чему у человека в жизни не будет доступа. Это как сундук с сокровищами открываешь. Вот так получается с археологией. И я постепенно пришла к тому, что надо создать некоммерческий фонд, в котором гораздо больше свободы и можно выбирать приоритетные для культуры вещи. Меня поддержали мои партнеры и коллеги, за что я им очень благодарна. Все они вовлечены в благотворительную деятельность.

И теперь в рамках именно фонда «Таволга» мы занимаемся археологическими проектами уже более «поэтическими», по собственному выбору. Мы подключились к проекту археологических раскопок поселений в Гнёздове, финансировали исследование другого памятника эпохи викингов — Шниткино. По итогам был снят фильм, который мы тоже спонсировали. Потом был интересный проект с Мезоамериканским центром им. Ю.В.Кнорозова РГГУ в Гватемале.

Гнездовская археологическая экспедиция. 2020. Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»
Гнездовская археологическая экспедиция. 2020.
Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»

То есть это именно вы дали денег на первые русские раскопки культуры майя?

Получается, так. Еще у нас был интересный проект — первая постсоветская архео­логическая миссия в Ирак, в которой мы приняли участие. Мы провели работы по лазерному сканированию, помогли в финансировании и организации полевых работ. Сейчас идет речь о продолжении.

Бактрийская археологическая экспедиция в древней крепости времен Александра Македонского в Узбекистане — мы тоже участвовали. Помогаем новгородским раскопкам. С нашей помощью исследователи из МГУ провели, например, археозоологическое исследование культурного слоя Троицкого раскопа — 17 тыс. остеологических находок было обработано, опубликована монография. Был интересный проект с Музеем-заповедником «Куликово поле» и Институтом археологии РАН по исследованию Судбищенской битвы. Обнаружили это место специалисты института и музея. Они организовали совместную экспедицию, абсолютно уникальную: в первый сезон нашли более 3 тыс. предметов. Нас привлекли на работы по лазерному сканированию и вообще по неинвазивным методам исследования. Мы вдобавок им нашли деньги на еще один полевой сезон.

Находки полевого исследования одного из ключевых событий эпохи Ивана Грозного – Судбищенской битвы. 2022. Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»
Находки полевого исследования одного из ключевых событий эпохи Ивана Грозного – Судбищенской битвы. 2022.
Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»

Археология — это главная любовь, но мы работаем и с другими историческими проектами: этнографией, архитектурой — всем, что в принципе связано с исторической наукой и материальной культурой. Мы немножко поддержали Музей архитектуры, когда им не хватало денег на спасение и реставрацию фресок Калязина, а сейчас помогли им с выставкой «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» в Ташкенте.

Так в чем суть деятельности фонда?

Суть нашей деятельности в том, что мы берем некие темы, которые «недораскрыты», «недоизучены» (информация по ним есть, но разрозненная, в десяти разных музеях, в госархивах, где-то за рубежом), — мы берем тему, создаем команду исследователей, исследуем, обобщаем и на базе той или иной темы создаем некий проект. Это может быть выставка, это могут быть интернет-проект, лекции, образовательные программы. Все что угодно. Мы не ограничиваемся однообразным форматом.

Если говорить о финансировании, то на сегодняшний день у нас в основном партнерские проекты и гранты, фандрайзинг. Фонд занимается научной и организационной поддержкой. У нас много цифровых проектов, ведем также издательскую деятельность. В фонде на сегодняшний день работает пять человек. Среди людей, которых также можно назвать сооснователями, — Василий Новиков, действующий археолог, исследователь Гнёздова. Я бы его роль обозначила как творческого руководителя и творческого директора. Очень многие идеи он придумывает, а мы уже вместе занимаемся реализацией.

Тактильные копии самых ярких монет периода Античности на инклюзивной выставке фонда. 2021. Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»
Тактильные копии самых ярких монет периода Античности на инклюзивной выставке фонда. 2021.
Фото: Фонд развития науки и культуры «Таволга»

Ваша деятельность тесно связана с текущим законодательством относительно археологических раскопок. Какова ситуация с отменой обязательных разведок перед стройками, которую археологи с тревогой ожидают уже который год?

В последнее время идут разговоры о том, чтобы внести достаточно серьезные изменения в законодательство по этому вопросу. К сожалению, такое решение совсем недавно было принято. Мы очень надеялись на то, что все-таки возобладает разум и эти законы не будут приняты, потому что Институт археологии в лице всех действующих археологов и всех академических институтов, которые так или иначе связаны с археологией, неоднократно подавал разумные предложения по тому, как можно ускорить проведение всех госпроцедур. Такие же предложения давали и большие строительные компании, которые сталкиваются с этой работой на практике. Было много дебатов на разных уровнях. Но на сегодняшний день они не услышаны… Как новые законы будут применяться на практике, пока совершенно неясно. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+