18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Непонятый художник-архитектор Пауль Гёш, пациент и визионер

Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute
Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921.
Фото: Clark Art Institute
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Из сегодняшнего дня этот приверженец «бумажной архитектуры» выглядит протопостмодернистом. Впрочем, нацисты и не пытались разбираться в оттенках: Гёш был уничтожен просто как «враг рейха», еще и «недостойный жизни» по медицинским показаниям

Архитектор Пауль Гёш (1885–1940) был эксцентричным членом движения, мечтавшего построить новое общество на руинах Первой мировой войны. Гёш привнес своеобразную эклектику в деятельность «Стеклянной цепи» — берлинского кружка единомышленников во главе с Бруно Таутом, где в начале 1920-х годов разрабатывались так и не воплощенные идеи визионерского дизайна.

У Гёша была диагностирована шизофрения, и после 1921 года он провел больше времени в лечебницах, нежели на свободе. А в 1940-м оказался одним из 300 тыс. человек, убитых нацистами по «Программе Т-4», направленной на уничтожение психически больных и инвалидов. Программа предполагала, что любой пациент, находившийся в лечебном учреждении более пяти лет, мог быть подвергнут эвтаназии.

Выставка 2023 года в Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк в американском штате Массачусетс стала первой экспозицией, представляющей творчество этого автора за пределами Германии, а сопутствующая ей книга «Порталы: визионерская архитектура Пауля Гёша» — первой о нем на английском языке.

Robert Wiesenberger, Raphael Koenig. Portals: The Visionary Architecture of Paul Goesch. Clark Art Institute. 104 с.: 46 цв. ил. $25/£20. На английском языке
Robert Wiesenberger, Raphael Koenig. Portals: The Visionary Architecture of Paul Goesch. Clark Art Institute. 104 с.: 46 цв. ил. $25/£20. На английском языке

Как утверждает куратор выставки Роберт Визенбергер, стилистический охват, присущий ее герою, расширяет наше представление о визионерском характере архитектуры 1920-х годов. Соавтор Визенбергера Рафаэль Кёниг исследует, как и почему трагическая биография Гёша затруднила оценку его деятельности и продлила безвестность на десятилетия. Вне Германии о нем почти ничего не знают, так что эта книга для многих станет откровением.

После Первой мировой войны Бруно Таут призывал к «разрушению художественно бесполезных памятников» и созданию нового ордера — с переосмысленными материалами и кластерами конструкций, спроектированных вокруг сияющих башен. Герман Финстерлин, тоже участник «Стеклянной цепи», выступал за создание форм, которые он уподоблял волнам энергии. А вот Гёш предлагал почти видения, зачастую архитектурные фрагменты, представляющие собой разноцветные всплески смешанного стиля.

Пауль Гёш. Архитектурная композиция (Триумфальная арка) или визионерский дизайн ворот. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute
Пауль Гёш. Архитектурная композиция (Триумфальная арка) или визионерский дизайн ворот. Около 1920–1921.
Фото: Clark Art Institute

Его акварели светятся теплой фовистской палитрой, напоминая как Анри Матисса, так и Пауля Клее. Он нередко украшал воображаемые колонны чем-то вроде исламских узоров и иногда венчал их цветами. У него постоянно встречаются украшения, ненавидимые многими из его коллег-современников, а также элементы чужих культур, образчиками которых пополнялись немецкие музеи с 1880-х годов. Визенбергер называет такие работы «протопостмодернистскими».

Рожденный в лютеранской семье, Пауль Гёш обратился в католицизм в 13 лет и тяготел к антропософии Рудольфа Штейнера. Иисус Христос — частый герой примерно 2 тыс. работ Гёша, которые удалось сохранить его семье. Канадский центр архитектуры в Монреале отправил на выставку 34 экспоната из своей коллекции. Гёш был чрезвычайно плодовит, но, скорее всего, многие из его произведений утрачены.

В 1910–1920-х годах психиатр Ханс Принцхорн изучал «искусство пациентов» и собирал их работы, однако Гёша он не учитывал в исследованиях, потому что тот был архитектором по образованию. В 1934 году врачи запретили Гёшу рисовать. Четыре года спустя его рисунки, изъятые из собрания Кунстхалле Мангейма, демонстрировались на передвижных выставках «дегенеративного искусства». Их квалифицировали как вредные вдвойне, поскольку это были работы пациента, «недостойного жизни», и одновременно политического врага Третьего рейха.

Пауль Гёш. Визионерский дизайн ворот. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute
Пауль Гёш. Визионерский дизайн ворот. Около 1920–1921.
Фото: Clark Art Institute

Даже после победы над нацизмом работы Гёша оставались непонятыми. Рафаэль Кёниг утверждает, что художник был «патологизирован» специалистами, искавшими доказательства определенных психических проблем. «Присутствие имени Гёша в послевоенных психиатрических дискурсах было основано на процессе патологизации, который стирал важнейшие аспекты его работы и личности», — пишет Кёниг. Это означало, что Гёша по-прежнему не было в истории искусства, он все еще был «заперт в лечебнице».

По-настоящему он освободился от «смирительной рубашки» только на персональной выставке 1976 года в Берлинской галерее. В США четыре его работы были показаны на выставке «Экспрессионистские утопии. Рай, мегаполис, архитектурная фантазия» 1993–1994 годов в Художественном музее округа Лос-Анджелес. И хотя творчество Гёша известно все еще немногим, процесс реабилитации продолжается.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+