Санкт-петербургский галерист и куратор Эдуард Эмдин представил в своей галерее SOLART Gallery выставку «Сохраненное/saved». В течение февраля на ней можно увидеть произведения искусства из коллекции галереи, которые никогда не выставлялись на продажу.
Еще в студенческие годы, уже занимаясь SOLART Gallery, Эдуард Эмдин побывал в мастерской Владимира Бородина, последователя Николая Фешина. Владимир Бородин своим творческим методом, который можно описать как романтический реализм, произвел на галериста и куратора сильное впечатление, их сотрудничество продолжалось до самой кончины художника в 2021 году.
Картина «Мастер-класс», включенная в «Сохраненное/saved», — и память об этой дружбе, и своеобразная точка отсчета, камертон, который сам Эдуард Эмдин определяет так: «Качество исполнения, уникальный посыл, энергия и академическое образование», — последнее убеждение, впрочем, несколько сузило круг его поисков.
Еще одно свидетельство интереса Эдуарда Эмдина к академической традиции в искусстве — присутствие в составе экспозиции работы действительного академика Российской академии художеств, профессора кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е.Репина Юрия Калюты. Женский ростовой портрет в исполнении признанного живописца выглядит сгустком яркой и чистой энергии, исходящей от модели в национальном костюме, написанной в мастерской художника.
Небольшого формата рисунок великого советского и российского театрального художника Давида Боровского «Скотовод», явно сделанный с натуры на рынке в Туркменистане, впечатляет матиссовскими (марокканский триптих) оттенками бирюзового и синего и опять же энергетикой образа.
Центральной работой «Сохраненное/saved» можно назвать большое полотно американского художника российского происхождения Эдварда Беккермана «Хорошо иметь крылья», исполненное в стиле абстрактного экспрессионизма. С Эдвардом Беккерманом у галериста особые отношения: он участвовал в подготовке выставки художника в Государственном Русском музее. Проект «Рай» принес ему, помимо всего прочего, уникальный опыт взаимодействия с главой отдела новейших течений ГРМ Александром Боровским. Эдвард Беккерман хорошо известен в России, он из числа художников, популярных у коллекционеров.
«Сейчас принято спрашивать о концепции и заложенной в экспозицию кураторской мысли, и я полностью согласен, что куратор должен постоянно придумывать новые концепции, и это должны быть яркие высказывания, которые произведут некий резонанс, возможно, поменяют оптику зрителя, — комментирует Эдуард Эмдин. — Но галерист, и я в том числе, всю карьеру разрабатывает одну концепцию, которая, что очень важно, должна включать в себя и практическую бизнес-модель, иначе галерея не выживет. Поэтому я работаю с художниками, которых можно в том числе назвать коммерческими. Это достоинство, которое не мешает им быть большими художниками».
Эдуард Эмдин остается верен «своим» художникам, продолжает сотрудничать с теми, с кем когда-то начинал и открывал. Многие из них представлены на выставке «Сохраненное/saved». В их числе — Андрей Малков и Дмитрий Поляруш. Например, картина последнего «Дебют» изображает начинающего хоккейного вратаря, в напряженной позе пытающегося закрыть собой ворота. Это пример хорошей, мастерски исполненной коммерческой работы с ярко выраженной энергетикой, которую так ценит Эдуард Эмдин.
На общем фоне выделяется работа одного из самых харизматичных лидеров ленинградского андерграунда Бориса (Боба) Кошелохова (1942–2021).
«Я выбрал для выставки эту вещь, потому что искусство Кошелохова — это то, что называется предельный экспрессионизм, и это бесконечное движение. Данная работа, как мне представляется, больше про быстроту мысли, и она в некотором роде символизирует новый опыт, связанный с моим участием в проекте отеля Winwood в Петербурге», — говорит галерист.
Winwood — отель и арт-пространство, и даже арт-резиденция. Художники, которые сотрудничают с проектом, отличаются от тех, с кем Эдуард Эмдин работал прежде. Достаточно назвать Сашу Фролову, признанную на международной арт-сцене, «альтернативную мисс мира» и «принцессу кибер-барокко», или художника-каллиграфа Покраса Лампаса. Эти художники не имеют академического образования, учились дизайну и рекламе. Эдуарда Эмдина эти обстоятельства не смущают: «Я организую процесс в более глобальном смысле, использую свой опыт и знания, в том числе и полученные в техническом вузе. Ищу новые тренды и имена, привлекаю сторонних кураторов, организую выставочное пространство, налаживаю пиар. Считаю, что организация резиденции для художников — это другой уровень кураторства, и это опыт, который я собираюсь использовать в новых проектах».
Эдуард Эмдин пришел в мир искусства со студенческой скамьи. В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (знаменитая «Корабелка»), где учился в начале 1990-х будущий галерист и куратор, атмосфера располагала к саморазвитию и творчеству.
«Сейчас многие технические вузы по всему миру, в частности и в России, развивают направление art&sience. Делается это для того, чтобы развивать творческие способности и парадоксальное мышление у „технарей“. Профессор физики Райгородский читал нам факультативно лекции по истории искусств. Не стану утверждать, что мы были пионерами art&sience, но точно могу сказать, что наши горизонты в процессе погружения в историю искусств сильно расширились», — комментирует Эдуард Эмдин. В результате дипломную работу, посвященную созданию математической модели процесса образования турбулентности при обтекании тела жидкостью под малыми углами, он писал, уже занимаясь галереей, которую открыл в здании училища Штиглица (в то время Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной).