18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Блестки минувшего бала, или Не только парижская жизнь

Александр Васильев написал новую книгу —  автобиографическую, которая охватывает два последних десятилетия ХХ века. Фото: Редакция Елены Шубиной
Александр Васильев написал новую книгу — автобиографическую, которая охватывает два последних десятилетия ХХ века.
Фото: Редакция Елены Шубиной
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Известный историк моды Александр Васильев написал новую книгу — на сей раз автобиографическую, которая охватывает два последних десятилетия ХХ века. Этот период ознаменовался для автора поисками себя на фоне бесчисленных и ярких знакомств

Недавно историк моды Александр Васильев отметил 65-летие. За свою уже не такую и короткую жизнь, помимо множества творческих активностей, он написал полтора десятка книг. Самая из них известная, выдержавшая 17 (!) переизданий — «Красота в изгнании» (1998), которая впервые показала миру вклад русской послереволюционной эмиграции в развитие французской моды. Были и другие примечательные труды.

В последнее время Александр Александрович практикует мемуарный жанр: в предыдущей книге «Фамильные ценности» (2019) он рассказал о своей семье, детстве и юности, проведенных на Фрунзенской набережной в Москве. «Сокровища кочевника» — продолжение истории, хронологически оно охватывает период от переезда во Францию в 1982-м и до начала XXI века.

Александр Васильев. «Сокровища кочевника. Париж и далее везде». М.: Редакция Елены Шубиной, 2024. 448 с. (Серия «Мемуары — XXI век»).
Александр Васильев. «Сокровища кочевника. Париж и далее везде». М.: Редакция Елены Шубиной, 2024. 448 с. (Серия «Мемуары — XXI век»).

«Сокровища кочевника» — виртуозный small talk, растянутый на 400 с лишним страниц: кто кому приходится родственником, кто пал жертвой сумасшедшей любви (среди «пострадавших» — и сам автор), кто познал успех, но был разорен. Мелькают известнейшие имена — хрустальный звон для русского слуха: Майя Плисецкая (она в конечном итоге завещала Васильеву свой гардероб!), Галина Вишневская, Рудольф Нуреев. Порой истории столь невероятны, что приходится прерывать чтение и гуглить, действительно ли так все было.

Например, Лилиан Алефельдт-Лаурвиг (1914–2008) — супруга Сержа Лифаря (1904–1986). Прославленный артист балета и близкий друг Сергея Дягилева счастливо прожил с ней свои последние 30 лет. Та была неотразимой блондинкой скандинавского типа, дочерью шведского инженера, непродолжительное время — женой датского графа, затем — любовницей короля Непала, потом последовал роман с индийским магараджей. В 1958 году в доме Матильды Кшесинской (1872–1971) Лилиан встретила Сержа Лифаря, и это была любовь с первого взгляда… Васильева связывала с графиней очень доверительная дружба, она даже подумывала, не выйти ли за него замуж (о чем он узнал от общих знакомых). Лилиан привлекала его к разбору архива Лифаря («И случилось чудо — передо мной разверзся удивительный мир…»).

Подобных персонажей в книге десятки. Васильев попал во Францию в «последнюю минуту», когда всех этих почтенных дам — бывших фрейлин, дягилевских балерин, манекенщиц 1920–1930-х годов — еще можно было застать в живых и записать их истории. И то, что он так самозабвенно этой работе предавался, — большая удача для русской культуры в целом.

Эта книга учит не бояться и пробовать. И она опровергает модный нынче тезис про тщетность эмиграции. Фото: Редакция Елены Шубиной
Эта книга учит не бояться и пробовать. И она опровергает модный нынче тезис про тщетность эмиграции.
Фото: Редакция Елены Шубиной

Но книга интересна не только россыпью имен и фейерверком сплетен. Она расширяет ареал интересных мест и событий — всего, что можно назвать пространством культуры. Васильев пишет о художественной ситуации в Румынии, Гонконге, Исландии, Турции, Японии, где ему приходилось работать как сценографу или преподавать. И вторая польза от прочтения — это примеры того, как выжить творческому человеку в эмиграции. Автор с юмором вспоминает, как во Франции он поначалу мыл посуду в ресторане, снимался в массовке в кино, потом с другом из Чехословакии под гитару пел на улице русские песни. Первые проекты в театре он должен был делать от и до сам, искать ткани и фурнитуру для костюмов и мыть полы после изготовления декораций.

Эта книга учит не бояться и пробовать. И она опровергает модный нынче тезис про тщетность эмиграции. Русские таланты пригодились везде, куда бросала их судьба: от Белграда, чей современный облик сформировал архитектор Николай Краснов, автор Ливадийского дворца в Крыму, и до чилийского Сантьяго, где национальный балет основала русская балерина Елена Полякова, соученица Тамары Карсавиной. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+