18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Блестки минувшего бала, или Не только парижская жизнь

Александр Васильев написал новую книгу —  автобиографическую, которая охватывает два последних десятилетия ХХ века. Фото: Редакция Елены Шубиной
Александр Васильев написал новую книгу — автобиографическую, которая охватывает два последних десятилетия ХХ века.
Фото: Редакция Елены Шубиной
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Известный историк моды Александр Васильев написал новую книгу — на сей раз автобиографическую, которая охватывает два последних десятилетия ХХ века. Этот период ознаменовался для автора поисками себя на фоне бесчисленных и ярких знакомств

Недавно историк моды Александр Васильев отметил 65-летие. За свою уже не такую и короткую жизнь, помимо множества творческих активностей, он написал полтора десятка книг. Самая из них известная, выдержавшая 17 (!) переизданий — «Красота в изгнании» (1998), которая впервые показала миру вклад русской послереволюционной эмиграции в развитие французской моды. Были и другие примечательные труды.

В последнее время Александр Александрович практикует мемуарный жанр: в предыдущей книге «Фамильные ценности» (2019) он рассказал о своей семье, детстве и юности, проведенных на Фрунзенской набережной в Москве. «Сокровища кочевника» — продолжение истории, хронологически оно охватывает период от переезда во Францию в 1982-м и до начала XXI века.

Александр Васильев. «Сокровища кочевника. Париж и далее везде». М.: Редакция Елены Шубиной, 2024. 448 с. (Серия «Мемуары — XXI век»).
Александр Васильев. «Сокровища кочевника. Париж и далее везде». М.: Редакция Елены Шубиной, 2024. 448 с. (Серия «Мемуары — XXI век»).

«Сокровища кочевника» — виртуозный small talk, растянутый на 400 с лишним страниц: кто кому приходится родственником, кто пал жертвой сумасшедшей любви (среди «пострадавших» — и сам автор), кто познал успех, но был разорен. Мелькают известнейшие имена — хрустальный звон для русского слуха: Майя Плисецкая (она в конечном итоге завещала Васильеву свой гардероб!), Галина Вишневская, Рудольф Нуреев. Порой истории столь невероятны, что приходится прерывать чтение и гуглить, действительно ли так все было.

Например, Лилиан Алефельдт-Лаурвиг (1914–2008) — супруга Сержа Лифаря (1904–1986). Прославленный артист балета и близкий друг Сергея Дягилева счастливо прожил с ней свои последние 30 лет. Та была неотразимой блондинкой скандинавского типа, дочерью шведского инженера, непродолжительное время — женой датского графа, затем — любовницей короля Непала, потом последовал роман с индийским магараджей. В 1958 году в доме Матильды Кшесинской (1872–1971) Лилиан встретила Сержа Лифаря, и это была любовь с первого взгляда… Васильева связывала с графиней очень доверительная дружба, она даже подумывала, не выйти ли за него замуж (о чем он узнал от общих знакомых). Лилиан привлекала его к разбору архива Лифаря («И случилось чудо — передо мной разверзся удивительный мир…»).

Подобных персонажей в книге десятки. Васильев попал во Францию в «последнюю минуту», когда всех этих почтенных дам — бывших фрейлин, дягилевских балерин, манекенщиц 1920–1930-х годов — еще можно было застать в живых и записать их истории. И то, что он так самозабвенно этой работе предавался, — большая удача для русской культуры в целом.

Эта книга учит не бояться и пробовать. И она опровергает модный нынче тезис про тщетность эмиграции. Фото: Редакция Елены Шубиной
Эта книга учит не бояться и пробовать. И она опровергает модный нынче тезис про тщетность эмиграции.
Фото: Редакция Елены Шубиной

Но книга интересна не только россыпью имен и фейерверком сплетен. Она расширяет ареал интересных мест и событий — всего, что можно назвать пространством культуры. Васильев пишет о художественной ситуации в Румынии, Гонконге, Исландии, Турции, Японии, где ему приходилось работать как сценографу или преподавать. И вторая польза от прочтения — это примеры того, как выжить творческому человеку в эмиграции. Автор с юмором вспоминает, как во Франции он поначалу мыл посуду в ресторане, снимался в массовке в кино, потом с другом из Чехословакии под гитару пел на улице русские песни. Первые проекты в театре он должен был делать от и до сам, искать ткани и фурнитуру для костюмов и мыть полы после изготовления декораций.

Эта книга учит не бояться и пробовать. И она опровергает модный нынче тезис про тщетность эмиграции. Русские таланты пригодились везде, куда бросала их судьба: от Белграда, чей современный облик сформировал архитектор Николай Краснов, автор Ливадийского дворца в Крыму, и до чилийского Сантьяго, где национальный балет основала русская балерина Елена Полякова, соученица Тамары Карсавиной. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+