18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»

Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея. Фото: Ярославский художественный музей
Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея.
Фото: Ярославский художественный музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще

В декабре 2023 года Русский музей открыл в Ярославле культурно-просветительский и выставочный центр. Какие вы получите от этого префе­ренции?

Русский музей — самый близкий наш старший товарищ. Мы к нему тяготеем даже в силу исторических причин: ярославское отходничество всегда было в Петербурге, у половины жителей Ярославля родные живут в Северной столице (и моя семья не исключение). Кроме того, Русский музей полвека является методическим центром для художественных музеев страны, минимум раз в год там проходят совещания директоров, где мы все подружились.

Центр Русского музея в Ярославле открылся выставкой «Иван Айвазовский», которая является частью проекта «Три стихии», выходящего за рамки традиционного музейного события. Проект включает серию анимационных «картин», созданных известным аниматором, оскаровским лауреатом, нашим земляком Александром Петровым, музыку, специально написанную к событию композитором Владимиром Мартыновым, а также спектакль в Театре имени Федора Волкова, основанный на биографиях Айвазовского и Пушкина. Премьера состоится 10 февраля. Мы соединили визуальные искусства, литературу и музыку — отсюда и название. Проект получил грант Президентского фонда культурных инициатив.

Уже больше полувека Ярославский художественный музей располагается в Губернаторском доме на набережной Волги. Фото: Ярославский художественный музей
Уже больше полувека Ярославский художественный музей располагается в Губернаторском доме на набережной Волги.
Фото: Ярославский художественный музей

А в целом что, на ваш взгляд, главное из того, что удалось сделать за время вашего директорства?

Если коротко, мы синхронизировали и сбалансировали работу всех музейных подразделений. Провели реконструкцию и обновили оборудование фондов хранения, отремонтировали все пять зданий, в которых представлены наши коллекции, инициировали научные исследования, результатом которых стало издание музейных каталогов иконописи, графики и живописи. На пороге 100-летия выпустили двухтомник «Ярославский художественный музей. Сборник документов и материалов». Активно развиваются связи со столичными и региональными музеями: мы готовим и показываем выставки из своей коллекции по всей стране. В 2023 году наша выставка «Тихие вечера. Лунные ночи» успешно прошла в Калининграде.

БИОГРАФИЯ
Алла Хатюхина
Директор Ярославского художественного музея

Родилась в Ростове Ярославской области
Выпускница исторического факультета Ярославского государственного университета
1995–2000 работала в отделе письменных источников Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
2000–2005 возглавляла отдел «Слово о полку Игореве» в Ярославском музее-заповеднике
2005–2007 музейный куратор в Департаменте культуры Ярославской области
С 2008 директор Ярославского художественного музея

Еще…

Что отличает Ярославский музей от аналогичных учреждений в других регионах?

Прежде всего, музей начал складываться еще до революции…

То есть в основе — не послереволюционная экспроприация?

Это была инициатива основанного в 1909 году Ярославского художественного общества. Наши художники, преподаватели и краеведы мечтали о собственной Третьяковской галерее и за поддержкой обратились в Академию художеств. В 1914-м они получили из Петербурга 15 работ в фонд будущего музея. Параллельно им начали дарить свои вещи известные художники: Аполлинарий Васнецов, Василий Поленов, Александр Красотин — ученик Валентина Серова, пропавший без вести в Первую мировую войну. И хотя Ярославль пережил не только революцию, но и белогвардейский мятеж 1918 года, собранные картины не исчезли. Официально музей открыли в 1919 году. Своему 100-летию в 2019-м мы посвятили выставку «Начало», на которой показали 27 произведений, давших старт нашей коллекции.

Сегодня в собрании более 86 тыс. экспонатов XIII–XXI веков. У нас прекрасно представлена русская живопись; коллекция икон включает 2 тыс. произведений, причем порядка 40% — вещи допетровского времени. Достижением считаем создание Музея зарубежного искусства: в 2011-м нам передали здание — и спустя всего три года мы приняли в нем первых зрителей. У нас также есть два филиала: дом-музей скульптора-академика, уроженца Ярославля Александра Опекушина и, в городе Тутаев, «Домъ на Новинской», воссоздающий образ и атмосферу дореволюционного Романово-Борисоглебского банка.

Экспозиция Музея зарубежного искусства. Фото: Ярославский художественный музей
Экспозиция Музея зарубежного искусства.
Фото: Ярославский художественный музей

Расскажите о роли Игоря Грабаря в становлении музея.

Благодаря Игорю Эммануиловичу наш музей обладает уникальной коллекцией древнерусского искусства, чрезвычайно важной для города и страны в целом. В 1920-е Грабарь открыл в Ярославле филиал Центральных государственных реставрационных мастерских. Тогда как раз был пик гонений на церковь, уничтожались десятки храмов, из каждого разрешалось взять в музей очень ограниченное количество икон. Это была катастрофа. Но реставрационные мастерские, принимая иконы, просто не писали, из какой именно они церкви, и тем самым многое спасли. Помимо этого, за 10 лет работы реставраторы расчистили порядка 30 икон, в том числе жемчужину нашего собрания — Спас Вседержитель XIII века, находившийся когда-то в личных покоях первых ярославских князей.

В 1930-м мастерские спасли от уничтожения огромные храмовые образа, спрятав их на чердаке Митрополичьих палат. Этот клад обнаружили спустя 40 лет, в 1970-м, когда здание XVII века передали нашему музею. Мы молчали об этой находке несколько десятилетий, потом еще 10 лет занимались реставрацией и в 2019-м впервые показали 43 иконы XVI–XX веков на выставке «Обретение» — сначала в Государственном историческом музее, потом у себя в Ярославле. В 2023 году при поддержке Государственной Третьяковской галереи подготовили выставку Игоря Грабаря, представив его как художника, организатора музейного дела и основателя отечественной школы реставрации.

Выставка «Обретение». Фото: Ярославский художественный музей
Выставка «Обретение».
Фото: Ярославский художественный музей

В 1997-м музей победил в первом конкурсе газеты «Культура» — «Окно в Россию». За что вам дали награду?

Это была одна из первых важных побед — за проект восстановления усадьбы, в которой располагается наша основная коллекция, — Губернаторского дома и сада вокруг него. Губернаторский дом построили по приказу Александра I в 1823 году. Здесь принимали императорских особ и членов их семьи. Сам дом к середине 1990-х привели в порядок, а прилегающий сад музейщики только начинали осваивать. Он ведь долгое время был почти заброшенным детским парком, музею его передали лишь в 1989 году. Мы вернули саду историческую планировку, отреставрировали ограду и пандусы, продумали сезонные экспозиции, специальные экскурсионные и концертные программы, интегрировали в сад современную скульп­туру, в частности работы Михаила Дронова, Николая Силиса, Марины Спивак. Все это было ново для музейного дела 1990-х.

Проект продолжается до сих пор: сад требует постоянного внимания. Посаженные еще в XIX веке дубы и липы болеют, нуждаются в лечении и заботе. Недавно совместно с Русским музеем мы провели посадку саженца от 350-летнего дуба Петра I из Летнего сада. У нас растет тот же сорт — черешчатый дуб.

Губернаторский дом. Кабинет-библиотека. Фото: Ярославский художественный музей
Губернаторский дом. Кабинет-библиотека.
Фото: Ярославский художественный музей

А расскажите о своей программе помощи муниципальным музеям.

В 2019 году правительство Ярославской области попросило нас взять шефство над муниципальными краеведческими музеями, чтобы активизировать их проектную работу. В течение трех лет мы музейщиков обучали, и в результате 3 из 15 участников семинара получили гранты на их начинания. Это «История на колесах. Без вины виноватые» в Музее советской эпохи в Рыбинске, «Кацкари. Обретение имени» в Этнографическом музее кацкарей (субэтнической группы населения. — TANR) в деревне Мартыново и «Наше советское детство. Семья Кругловых» в крае­ведческом музее города Любим. Мы следим за успехами и поддерживаем коллег. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+