18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Уоддесдонcкий слон снова машет хоботом, но пока не под музыку

Эта игрушка способна заворожить даже искушенных ценителей искусства. Фото: Waddesdon Image Library
Эта игрушка способна заворожить даже искушенных ценителей искусства.
Фото: Waddesdon Image Library
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Старинной 200-килограммовой механической диковине, которая на своем веку повидала и дворцы, и ярмарочные балаганы, в очередной раз вернули прежнее великолепие. Вместе с ним вернулся и почти детский восторг, который когда-то охватывал буквально любого зрителя

К моменту первой встречи часовщика Джонатана Беттса с Уоддесдонcким слоном редкая игрушка уже полвека как не вращала глазами, не хлопала ушами и не размахивала большим золотым хоботом. А недавно Беттс уже в третий раз разобрал ее на тысячи деталей — и, что важнее, собрал их обратно. Миниатюрные фигурки снова идут по крошечным мостикам. Крокодилы соседствуют с грифонами, русалками и жуками. Усыпанная бриллиантами лилия раскрывает и закрывает лепестки. Змеи извиваются среди вращающихся звезд. Султан в золотом паланкине медленно поворачивается из стороны в сторону, осматривая свои владения. И все это под нелепое треньканье музыкальной шкатулки. После проведенного Беттсом ремонта механическое чудо экспонировалось на короткой рождественской выставке здесь же, в поместье Уоддесдон.

Особняк, построенный в 1883 году на склоне Бакингемширского холма в стиле замков Луары по заказу барона Фердинанда Ротшильда, входит в число самых эффектных объектов Национального фонда, а его убранство включает в себя шедевры живописи, мебельного, серебряного, фарфорового и текстильного производств, многие из которых создавались для королевских династий Европы. В этом ряду слон стоит особняком. Если в Уоддесдоне что-то выглядит золотым, то оно, как правило, и сделано из настоящего золота, но слон — всего лишь позолоченная игрушка, вместо бриллиантов украшенная имитацией из стекла. Как и в случае со многими другими сокровищами барона, не сохранилось никаких документов, позволяющих установить, где и когда слон был куплен и во сколько обошелся. Мастер Джонатан Беттс и куратор Уоддесдона Миа Джексон полагают, что барон, вероятно, увидел слона в Париже и попал под его очарование — как, впрочем, и многие другие.

К моменту первой встречи часовщика Джонатана Беттса с Уоддесдонcким слоном редкая игрушка уже полвека как не вращала глазами, не хлопала ушами и не размахивала большим золотым хоботом. Фото: Merriman Photography/Waddesdon Image Library
К моменту первой встречи часовщика Джонатана Беттса с Уоддесдонcким слоном редкая игрушка уже полвека как не вращала глазами, не хлопала ушами и не размахивала большим золотым хоботом.
Фото: Merriman Photography/Waddesdon Image Library

Например, персидский правитель Насир ад-Дин-шах Каджар увидел слона, посетив Уоддесдон в качестве гостя в 1889 году. Он оставил в путевом дневнике запись, в которой отметил, что слон превосходит все «эмали, оружие и посуду Палисси» в доме (заодно упомянув, что еда в Уоддесдоне «отвратительна»). Фердинанд Ротшильд не согласился ни подарить, ни продать ему свою новую игрушку, поэтому шаху пришлось прочесать Европу в поисках такой же. В конце концов он нашел чуть менее роскошного слона и привез его во дворец в Тегеран. В 1920-е годы эту механическую игрушку вывезли из Ирана. В 2002-м ее продали на торгах Bonham’s за £250 тыс., а в последний раз она появлялась на Sotheby’s, где цена на нее достигла уже за £1,4 млн.

Что касается Уоддесдонского слона, то, впервые увидев его, Беттс пришел в ничуть не меньший восторг, чем шах столетием ранее, и взял на себя большую ответственность — следить за тем, чтобы слон продолжал двигаться.

На самом деле он гораздо менее экзотичен и в то же время намного старше, чем может показаться. Его история начинается в 1772 году в лондонском районе Кларкенуэлл — в ту пору ведущем центре часового дела. Там же, в мастерской Питера Торклера, был создан и слон персидского шаха. Однако на хоботе Уоддесдонcкого слона фальшивыми бриллиантами выложена фамилия конкурента Торклера Юбера Мартине. Вероятно, этот слон создавался с расчетом на состоятельного клиента, но так и не нашел своего покупателя. Вместо этого слона долгие годы возили по всей Европе, демонстрируя на ярмарках и передвижных выставках диковин; на нем и сегодня заметны следы кричащих балаганных красок, добавленных в то время.

Слона долгие годы возили по всей Европе, демонстрируя на ярмарках и передвижных выставках диковин. Фото: Waddesdon Image Library
Слона долгие годы возили по всей Европе, демонстрируя на ярмарках и передвижных выставках диковин.
Фото: Waddesdon Image Library

О раннем периоде пребывания слона в Уоддесдоне известно лишь то, что к 1889 году он уже стоял здесь на специально изготовленном постаменте. В 1920-е годы слона отправили на ремонт, и это, вероятно, был единственный раз, когда он покинул стены особняка. В период Второй мировой войны игрушку время от времени заводили, чтобы ободрить эвакуированных детей. Не исключено, что после того — до первой встречи с Беттсом в начале 1990-х — ее больше ни разу не запускали. Разобрав, почистив и заменив стершие­ся георгианские винтики («как правило, очень низкого качества» — презрительно роняет мастер), Беттс поправил провисшие цепные передачи и нанес на сотни точек смазки крошечные капли дорогостоящего масла.

С тех пор два позолоченных ключа, один из которых запускает движение фигурок, а другой — музыкальную шкатулку, поворачивают почти каждый месяц, возвращая слона к жизни.

Вместо оригинальной мелодии механизм играет пять простецких народных мотивов. В какой-то момент музыкальная шкатулка износилась и перестала играть; иглы на барабане спилили и заменили другими. В этот раз Беттс надеялся узнать, какой была изначальная мелодия и, быть может, даже реконструировать ее по следам оригинальных игл, но получить достаточно четкие изображения, увы, не удалось.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+