18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха

Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968. Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968.
Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет

Экспозиция состоит из четырех тематических разделов: «Пейзаж», «Портрет», «Труд», «Отдых». Содержание — советская живопись, из которой по возможности изгнана идеологическая составляющая. Пейзажи максимально нейтральны (с ними проще всего). Даже некоторые портреты подчеркнуто вне времени: «Женский портрет. В саду» Алексея Исупова написан в 1940-м, а дама на нем почти дореволюционная. И лишь жанровые полотна с неизбежностью несут на себе отпечаток времени, излучая неизменный оптимизм. Из 27 музеев страны кураторы отобрали более сотни работ советских мастеров. Среди них и те, кого прославил авангард, эпоха которого закончилась в начале 1930-х: есть здесь и Юрий Пименов, и Василий Рождественский, и Роберт Фальк. Для одних «традиции импрессионизма» стали стадией внутренней творческой эволюции, для других — убежищем.

Аркадий Рылов. «Пейзаж с рекой». 1922.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Глеб Савинов. «В пути». 1978.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Юрий Пенушкин. «Русская весна». 1983. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Владимир Кутилин. «Полдень». 1963.  Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Аркадий Рылов. «Пейзаж с рекой». 1922.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Глеб Савинов. «В пути». 1978.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Юрий Пенушкин. «Русская весна». 1983.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Владимир Кутилин. «Полдень». 1963.
Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Словами директора Музея искусства Санкт-Петербурга Марины Джигарханян, многие авторы «ставили себе и разрешали собственные творческие задачи, переводя общественные идеалы в энергию индивидуальных художественных возможностей и интересов, в язык живописной поэтики. Импрессионизм, система его приемов стали для многих советских мастеров своеобразным источником вдохновения, могучим импульсом для внутреннего раскрепощения, для выражения личностных живописных ощущений и эмоциональных настроений». Свет и воздух импрессионизма — не худшее место для побега, особенно если художник умеет с ними работать. Все участники выставки этим умением, безусловно, обладают.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (подразделение ЦВЗ «Манеж»)
«Свет и воздух. Традиции импрессионизма в советской живописи»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+