Казалось, ничто не предвещало сенсаций. Плановая реставрация фресок московского Успенского собора, возведенного в 1475–1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, началась в 2017 году. Видимые посетителям храма росписи, покрывающие его внутренние стены и потолок, при всем своем великолепии — поздние. Они созданы в 1640-е годы, и вдобавок поновлялись при Екатерине II и Николае I, что привело к уничтожению всей позолоты.
При этом было известно, что фрагменты первоначальных фресок 1480-х годов частично сохранились в двух приделах по сторонам алтаря (куда нет доступа туристам): их нашли в 1910-е годы. Также со времен «реставрации» XIX века имелись сведения, что какие-то цветы и иные небольшие фрагменты росписи скрываются за 16-метровым иконостасом времен царя Алексея Михайловича. Еще было известно, что фигура архангела Гавриила написана на столпе: его лик и верхняя часть крыльев виднелись между иконами праотеческого ряда иконостаса. В итоге выяснилось, что речь идет отнюдь не о «фрагментах» фресок, — и с последствиями этого удивительного открытия реставраторы и искусствоведы разбирались три последних года.
В начале лета 2020-го хранитель собора Алексей Барков, помня про видневшиеся фрагменты, решил вынуть из иконостаса часть икон, закрывавших грань северо-восточного алтарного столпа, и внимательно изучить, что они скрывают. Позади них на белокаменной кладке столпа обнаружились ранние росписи, изображающие ангела и праведника. Находка древней фрески была особенно ценна тем, что в основном пространстве стенопись этого начального периода не сохранилась: на всех видимых обычным прихожанам стенах фрески были сбиты в 1642 году по приказу Алексея Михайловича и заменены новыми. Тогда, в 2020 году, сотрудники музея еще не знали, что открытие небольшого изображения, вызвавшего восторг, — это лишь начало.
Когда на следующий год сняли другие иконы, закрывавшие этот столп, оказалось, что он покрыт росписями по всей высоте целиком: снизу участок с цветочными орнаментами, над ним — «Явление Троицы Ветхозаветной Аврааму», затем медальон с изображением святого Антония Сийского и, наконец, фигура архангела Гавриила из сцены «Благовещение». Две последние композиции датируются 1643 годом, а вот остальные относятся к самому раннему этапу украшения храма: это либо конец XV века (после 1481 года), когда создавался иконостас, либо 1513–1515 годы — период первой полной росписи собора. Эти изображения могли быть созданы при участии Дионисия, попа Тимофея, Ярца и Кони, которые, согласно летописи, написали иконы для первого иконостаса собора в 1481 году. Тот иконостас до наших дней не дошел, но не исключено, что Дионисий мог принимать участие и в создании фресок, хотя сегодня выделить его руку сложно.
Красочный слой «Явления Троицы Ветхозаветной Аврааму» был покрыт плотным слоем копоти и пыли. После расчистки авторская живопись открылась в сравнительно хорошей сохранности. Реставраторы провели укрепление красочного слоя, почти утратившего первоначальное связующее. Отреставрировали и фигуру архангела Гавриила из другой сцены. Поскольку он был прикрыт иконостасом лишь частично, его несколько раз поновляли. Эти поздние поновления были удалены. Медальон «Антоний Сийский» был скрыт под слоями пыли и копоти и под масляной записью. Запись удалили, и открылась авторская живопись хорошей сохранности.
Результаты исследовательских работ 2022 года оказались еще более впечатляющими. Дело в том, что белокаменная кладка позади иконостаса — не симметричная. Слева от центральной алтарной арки находится столп, на котором и были найдены росписи. Левее столпа — еще одна арка, чье пустое пространство открывается в Петропавловский придел. А вот к противоположному столпу, справа от алтаря, примыкает не арка, а сплошная стена. Благодаря возведению этой стены старая ризница (правая сторона алтарной части) была сделана двухэтажной. В ее нижнем этаже находится придел Димитрия Солунского, а на втором — придел Похвалы Богородицы, собственно ризница и библиотека (сейчас здесь устроен кабинет хранителя). Таким образом, в первый период исследования были найдены фрески на узком столпе, а во второй — на широкой стене.
Кладка, покрытая росписями, сейчас «расчерчена» четырьмя более поздними тяблами, деревянными брусьями алтарной преграды, которые повредили фрески. Однако их сюжеты легко читаются специалистами. В нижнем ярусе расположены флоральные мотивы. Это значит, что, когда создавались фрески XV — начала XVI века, именно такой небольшой высоты был первоначальный иконостас Успенского собора. (Один из листков украшен граффити: «Имел счастье поработать здесь Константин Мурашов 1856 год». Наследие «реставратора» XIX века, одного из тех, кто последним видел эти росписи.) После демонтажа иконостаса в 2022 году оказалось, что орнаменты едва различимы под темными слоями пыли и копоти. Реставраторы расчистили их, снова создав — как это планировалось первоначальными стенописцами, — атмосферу райского сада.
За иконами пророческого яруса (второго сверху) были открыты фрески XV или начала XVI века. Это часть композиции «Гостеприимство Авраама» (парной сцене «Явление Троицы Ветхозаветной» на столпе), полностью сохранная сцена «Избиение младенцев в Вифлееме» и фрагменты рождественских сцен. На том же уровне на западной грани южного алтарного столба — фигура Девы Марии, сидящей на пороге своего дома; она соответствует фигуре архангела Гавриила на противоположном столпе. Первая из них принадлежит основному слою росписи 1643 года. Когда в 2022–2023 годах реставраторы и ученые получили доступ к этой фигуре, стало понятно, что сохранность ее очень сложная. На уровне груди Марии было вмонтировано широкое тябло, красочный слой на нижней половине фигуры был покрыт несколькими слоями записей. По мнению реставраторов Варвары Сергиени и Александры Гребенщиковой, это записи XVII, XVIII и XIX веков. В 2023 году авторская живопись на фигуре Девы Марии была раскрыта от поздних слоев.
За иконами верхнего, праотеческого, яруса оказался небольшой по составу цикл жития раскаявшейся блудницы, преподобной Марии Египетской, в основе своей относящийся к 1643 году. Это один из самых ранних циклов на этот сюжет, которые сохранились в древнерусской монументальной живописи. Его размещение на алтарной стене, по словам исследователей, вообще не находит аналогий. Уникально и то, что вначале цикл задумывался как полуфигурный. Сюжет занимает верхнюю часть алтарной стены и состоит из двух сцен. Слева изображена первая встреча старца Зосимы и преподобной Марии в пустыне, когда старец подает святой плащ, чтобы та могла прикрыть наготу. Рядом изображена голова огромного льва. В правой части представлена вторая сцена — «Причастие Зосимой преподобной Марии Египетской».
Большой по площади участок занимает композиция «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста». Она принадлежит основному слою росписи 1643 года. О ее существовании за иконами праотеческого яруса знали еще до начала реставрации, однако было известно только изображение верхней части. После удаления с поверхности пыли, грязи и копоти стало понятно, что композиция дошла до нашего времени целиком и представляет собой один из самых хорошо сохранившихся участков стенописи XVII столетия. Лики, руки и ноги, а также одежды персонажей находились под масляными и клеевыми записями XVIII–XIX веков, что было удалено реставраторами.
Особую ценность фрескам 1643 года, обнаруженным позади иконостаса, придает то, что на них найдена и расчищена первоначальная позолота. Ранее считалось, что она почти полностью утрачена. Реставраторы АО «МНРХУ» Александра Гребенщикова и Диана Лосева произвели отслоение записи на ликах и руках персонажей. Отслоенные участки смонтированы на новое основание, что позволит сохранить в качестве образца фрагменты «поновительского» слоя живописи конца XVIII — начала XIX столетия.
Правее композиции «Гостеприимство Авраама» найден цикл на тему Рождества Христова: «Избиение младенцев», «Рождество» и «Бегство в Египет», относящийся к концу XV — началу XVI века. Цикл на этот сюжет очень редок для древнерусского искусства, особенно для фресок того периода. Он дошел фрагментарно, но может быть реконструирован. Судя по всему, в него входили сцены «Шествие волхвов в Вифлеем», «Омовение младенца Христа», «Шествие Святого семейства на перепись в Вифлеем», «Рождество Христово», «Чудесное спасение младенца Нафанаила» и «Бегство в Египет». Полностью сохранилась только сцена «Избиение младенцев».
Параллельно с исследованием фресок на столпе и стене позади иконостаса велись работы с фресками в зоне, скрытой за правой частью иконостаса, в приделах Димитрия Солунского и Похвалы Богородицы (Похвальском).
Похвальский придел был расписан в конце XV — начале XVI века при участии мастеров круга Дионисия. Их фрески были известны искусствоведам, в отличие от описанных выше, однако исследованы не до конца. На своде сохранилась большая композиция «Похвала Богоматери», на северной стене находится сцена «Собор Богоматери», на южной — «Рождество Иоанна Предтечи». Эти три композиции были раскрыты из-под побелки в начале ХХ века; композиция на своде целиком реставрировалась в 1960-е годы, однако вторая и третья сцены из-за своего расположения были раскрыты только на две трети. Их нижняя часть оставалась скрытой полом, настеленным при переделке помещения во второй половине XVII века.
В 2016–2018 годах реставраторы частично разобрали поздние перекрытия и освободили нижние части этих двух композиций. Обе сцены увеличились более чем на четверть высоты. Окончательно обнажить их невозможно: нарушится конструкция сводов. Но в результате стал понятен первоначальный облик композиций.
Кроме того, в ходе реставрационных работ 2022 года композиция «Собор Богоматери» пополнилась фрагментом XVII века. Первоначальный участок был утрачен из-за прорубленной арки, и, как выяснили исследователи, в XVII веке его возобновили на новом месте — справа от новой арки. Он изображает персонификацию Земли в виде полуобнаженной женщины с длинными волосами, которая в правой руке держит вертеп — символ места, где родился Спаситель. В нижнем регистре сцены «Рождество Иоанна Предтечи», раскрытом в 2018–2021 годах, была обнаружена сцена «Омовение младенца Иоанна».
Помимо трех этих главных сцен, в 2017 году на западной стене Похвальского придела из-под цементной обмазки были раскрыты фрагменты большой композиции, вероятнее всего «Лествицы Иоанна Синайского». Как выяснилось, эта утраченная сцена была крупномасштабной: она занимала всю западную стену и заворачивала на южную, разделявшую приделы Похвалы Богоматери и Димитрия Солунского.
Лазурный колорит фресок приделов характерен для той эпохи — золотого периода русского религиозного искусства — и ставит их в один ряд с другими образцами стенописи этого времени. В частности, «Рождество Иоанна Предтечи» по своим художественным особенностям представляет одно из направлений в искусстве Москвы, современное Дионисию, однако не тождественное его стилю.
Несмотря на ценность с точки зрения истории искусства, эти фрески, веками спрятанные за деревянным иконостасом, не будут доступны зрителю. Реставраторы обязаны восстановить статус-кво и вернуть золотой иконостас на привычное место — росписи опять оказались спрятанными. Что касается фресок в приделах, то туристов туда не пускают. Чтобы компенсировать это обстоятельство, в Музеях Московского Кремля подготовили интерактивное путешествие по спрятанным фрескам. Большой тачпад, который должны установить перед иконостасом и клиросом в начале этого года, даст возможность увидеть оцифрованные фрески в большом разрешении, разглядеть каждую деталь и прочитать объяснения, — всем этим занималась студия bb advertising.
Что касается реставрации поздних фресок в основном пространстве собора, то она почти закончена. Один из главных православных храмов на комплексную реставрацию закрывать не стали, работы проводились поочередно в разных зонах. Сейчас все стены завершены, осталось закончить восстановление стенописи на нескольких столпах и в подкупольном пространстве.