Со дня своего основания в 1932 году лондонский Институт искусств Курто соединяет в работе музейные задачи с образовательными. Одна из самых смелых целей, которые ставит перед собой Марк Халлетт, новый директор институции, — разнообразить состав студентов. Для тех, кто не связан с академической средой, это, возможно, новость, но 82% учащихся бакалавриата искусств здесь составляют женщины. Причем, как правило, из обеспеченных семей. Это прямое следствие того, что только в 21 государственной школе Великобритании история искусств преподается на продвинутом уровне, а среди частных лицеев таких заведений 80. При этом студенты с африканскими, азиатскими корнями и другие представители этнических меньшинств составляют всего 12% от общего числа учащихся института.
Есть у Халлетта и другая важная цель — собрать £50 млн на реконструкцию крыла Института Курто в Сомерсет-Хаусе. Студентов еще в конце 2018 года временно перевели отсюда в здание на Вернон-сквер, чтобы продолжить реставрационные работы.
Дебора Сваллоу, предшественница Халлетта, 18 лет возглавлявшая институцию, ушла со своего поста прошлым летом. Она пользовалась всеобщим уважением, но после столь долгого срока требовался кто-то со свежими идеями и взглядом на миссию института. Марк Халлетт, ранее возглавлявший лондонский Центр исследований британского искусства имени Пола Меллона при Йельском университете, вступил в должность в августе. Теперь в его ведении ведущий в Великобритании колледж истории искусств — вуз, где сегодня обучается 270 бакалавров, 230 магистров и 80 аспирантов.
Марк Халлетт решил пойти по стопам Энтони Бланта, самого известного директора Института Курто, занимавшего этот пост с 1947 по 1974 год. Любопытно, что в 1964-м тот тайно признался властям Великобритании, что в 1930–1950-е годы шпионил в пользу Советского Союза, но умудрился сохранить за собой место. Затем это кресло занимали Питер Ласко, Майкл Кауффманн, Эрик Ферни, Джеймс Куно и, наконец, Дебора Сваллоу.
«Я очень хочу сделать Курто доступным для более широкого круга студентов», — заявил Халлетт в разговоре с The Art Newspaper. Он не согласен с отношением к искусствоведению как к занятию «для избранных, профессии сугубо элитарной и эксклюзивной». Он стремится к тому, чтобы многие курсы стали «более прикладными» и могли дать студентам навыки, «позволяющие преуспеть на рынке искусства, научиться продвигать свое творчество». Прежде всего он имеет в виду такие дисциплины, как реставрация, кураторство и правовое регулирование сферы искусства.
Халлетт намерен также расширить учебную программу, выйти за границы изучения только европейского и американского искусства, на которые сейчас приходится около двух третей преподаваемых дисциплин. Директор особо отмечает важность введения курсов латиноамериканского и японского искусства, хотя и выступает против ослабления традиционно сильных сторон образования, которое дает Институт Курто.
Brexit, по словам Халлетта, «чудовищно» ударил по институту. До этого сюда поступало множество студентов из Евросоюза, но теперь плата за обучение сильно выросла, и ехать в Лондон за образованием для европейцев стало дорого. Директор признает, что выход страны из ЕС также привел к тому, что она перестала восприниматься на континенте как «гостеприимная». Сейчас большинство иностранцев, поступающих в Курто, из США. Среди магистрантов и аспирантов 40% — иностранцы, среди студентов младших курсов их доля меньше.
Визитная карточка института — знаменитая галерея, огромная коллекция работ старых мастеров и импрессионистов, собрание, созданное на пожертвования основателя институции, Сэмюэля Курто (1876–1947). Залы в Сомерсет-Хаусе вновь открылись в 2021 году, после реновации здания. В прошлом году галерея приняла 340 тыс. посетителей (для сравнения: в 2018 году, перед закрытием на ремонт — 181 тыс.), и Марк Халлетт надеется как минимум не снижать этот показатель, что может оказаться непросто. Да, очереди в музей выстраивались, но только в связи с широко разрекламированным открытием после ремонта — и еще на выставки-блокбастеры, посвященные Винсенту ван Гогу и Эдварду Мунку. Наряду с показом основной коллекции Халлетт обещает проводить три крупные выставки в год, а также делать небольшие экспозиции в отдельных залах, чтобы посетителям было не скучно сюда возвращаться.
Марк Халлетт заинтересован в сотрудничестве с соседями по Стрэнду, чтобы развивать этот район как культурный центр. Он говорит о других частях Сомерсет-Хауса, где проходят выставки и иные художественные события, упоминает расположенный неподалеку Королевский колледж Лондона (с которым в 2022 году Курто заключил договор об академическом сотрудничестве) и творческий культурный центр 180 Strand. В 2023-м, кстати, завершилось благоустройство пешеходной зоны в восточной части Стрэнда.
С учетом £57 млн, уже собранных на реконструкцию галереи, и еще £50 млн, которые обещали выделить на сам институт, общий бюджет проекта под названием «Курто соединяет» составляет более £100 млн. Его ведет архитектурное бюро Witherford Watson Mann.
По словам Марка Халлетта, после завершения реконструкции музея, результатом которой в целом все довольны, Курто находится в «тихой фазе сбора средств» уже для здания собственно института. Академические помещения ждут большие перемены: обновится библиотека, появится современный лекторий.
Фандрайзинг в области искусства остается делом непростым. Пандемия только усложнила задачу; после обострения ситуации на Украине отпали потенциальные филантропы из России; а нефтяные деньги вызывают много споров. Так, недавно Национальную портретную галерею в Лондоне раскритиковали за то, что она приняла помощь от юридической фирмы Herbert Smith Freehills, консультирующей нефтяные компании.
Институт Курто собрал уже почти треть из необходимых £50 млн для завершения реконструкции Сомерсет-Хауса. Но если возникнут проблемы с привлечением оставшейся суммы, то возобновление занятий в здании могут отложить до 2027 года. Таким образом, студенты будут по-прежнему лишены возможности заниматься в обновленных аудиториях и иметь прямой доступ к одной из лучших художественных коллекций Лондона.
Кроме того, Халлетт считает, что его институт должен играть более значимую роль в культурной жизни. Новый директор намерен повысить престиж изучения истории искусства в глазах общественности. «Мы не собираемся шептать о важности искусствоведения — мы собираемся об этом кричать», — заявляет он.