18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Франческо Пезеллино: дебютная экспозиция забытого мастера

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент.
Фото: Лондонская национальная галерея
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Вы вряд ли слышали его имя раньше. В Лондоне Национальная галерея выставила работы Пезеллино из собственных фондов и из других музеев с целью популяризировать талантливого, но преждевременно покинувшего этот мир итальянца эпохи Ренессанса

Франческо Пезеллино был состоявшимся художником, картины которого ценили за изысканность и проработку деталей. В числе его заказчиков была семья Медичи, среди соавторов — Филиппо Липпи. Но летом 1457 года карьера 35-летнего живописца прервалась вместе с его жизнью: Франческо Пезеллино умер от чумы.

И тут случилось странное: имя и творчество художника забылись настолько прочно, что до сих пор не было ни одной посвященной ему выставки. «Пезеллино. Открытие ренессансного мастера», объединившая произведения из фондов лондонской Национальной галереи и ряд экспонатов, полученных во временное пользование из других коллекций, призвана восстановить репутацию талантливого, но преждевременно покинувшего этот мир флорентийца.

Франческо Пезеллино. «Давид и Голиаф». 1445–1455. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Давид и Голиаф». 1445–1455.
Фото: Лондонская национальная галерея

Выставка строится вокруг двух картин на доске — «Давид и Голиаф» и «Триумф Давида». Обе написаны приблизительно в 1445–1455 годах и, вероятно, создавались как панели богато украшенного свадебного сундука-кассоне. Композиции, рассказывающие историю библейского царя, служат наглядным свидетельством мастерства Пезеллино. Одна изображает Давида, замахнувшегося камнем, который он вот-вот бросит в великана, в эпицентре массовой батальной сцены с участием конных рыцарей; здесь Пезеллино имел возможность продемонстрировать искусное владение новаторской в то время техникой перспективы. В другой Давид с головой Голиафа изображен в составе экстравагантной ренессансной процессии, сверкающей золотом и сопровождаемой множеством животных.

Эти картины впервые поступили в Национальную галерею — изначально во временное пользование — почти полвека назад. Проведенная недавно реставрация обнаружила не только необычайно тонкую работу Пезеллино с сусальным золотом и серебром, но и многочисленные потертости на красочном слое, а еще замочные скважины, замазанные в более поздний период. Напомним, что доски были частью объекта, предназначавшегося для повседневного использования, и при всем их великолепии явно не вызывали трепета у владельцев.

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент.
Фото: Лондонская национальная галерея

Отношения Пезеллино с династией Медичи входят в число ключевых тем выставки. На композициях, посвященных истории Давида, в нескольких местах присутствует герб Медичи, и это позволяет предположить, что они могли быть частью меблировки в семейном палаццо во Флоренции.

Пезеллино имел репутацию мастера небольших композиций, но, проживи он дольше, наверняка прославился бы и как автор крупноформатных работ. На выставке представлена алтарная картина, написанная для ордена Святой Троицы в Пистойе (1455–1460), большая композиция, уходящая от традиции создавать алтарные картины в виде полиптихов. Вместо того чтобы отделять фигуры друг от друга архитектурной рамой, художник изображает святых, ангелов и ипостаси Троицы в одном пространстве на фоне извилистого тосканского пейзажа. После смерти Пезеллино работу завершил Филиппо Липпи.

Франческо Пезеллино, Фра Филиппо Липпо и мастерская. «Алтарь церкви Санта-Тринита в Пистойе». 1455–1460. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино, Фра Филиппо Липпо и мастерская. «Алтарь церкви Санта-Тринита в Пистойе». 1455–1460.
Фото: Лондонская национальная галерея

В XVIII веке «Алтарь Святой Троицы» распилили на несколько частей, которые оказались в разных концах Европы. Национальная галерея покупала их на протяжении первой трети ХХ века, и в конце концов картину удалось восстановить. Экспозиция «Пезеллино. Открытие ренессансного мастера» — это еще и рассказ о деликатной работе лондонского музея с наследием художника. Подготовленная Лорой Ллевелин, выставка открылась в зале 46 — камерном пространстве, которое как нельзя лучше подходит для неторопливого знакомства с творчеством Пезеллино. 

Национальная галерея
«Пезеллино. Открытие ренессансного мастера»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+