18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франческо Пезеллино: дебютная экспозиция забытого мастера

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент.
Фото: Лондонская национальная галерея
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Вы вряд ли слышали его имя раньше. В Лондоне Национальная галерея выставила работы Пезеллино из собственных фондов и из других музеев с целью популяризировать талантливого, но преждевременно покинувшего этот мир итальянца эпохи Ренессанса

Франческо Пезеллино был состоявшимся художником, картины которого ценили за изысканность и проработку деталей. В числе его заказчиков была семья Медичи, среди соавторов — Филиппо Липпи. Но летом 1457 года карьера 35-летнего живописца прервалась вместе с его жизнью: Франческо Пезеллино умер от чумы.

И тут случилось странное: имя и творчество художника забылись настолько прочно, что до сих пор не было ни одной посвященной ему выставки. «Пезеллино. Открытие ренессансного мастера», объединившая произведения из фондов лондонской Национальной галереи и ряд экспонатов, полученных во временное пользование из других коллекций, призвана восстановить репутацию талантливого, но преждевременно покинувшего этот мир флорентийца.

Франческо Пезеллино. «Давид и Голиаф». 1445–1455. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Давид и Голиаф». 1445–1455.
Фото: Лондонская национальная галерея

Выставка строится вокруг двух картин на доске — «Давид и Голиаф» и «Триумф Давида». Обе написаны приблизительно в 1445–1455 годах и, вероятно, создавались как панели богато украшенного свадебного сундука-кассоне. Композиции, рассказывающие историю библейского царя, служат наглядным свидетельством мастерства Пезеллино. Одна изображает Давида, замахнувшегося камнем, который он вот-вот бросит в великана, в эпицентре массовой батальной сцены с участием конных рыцарей; здесь Пезеллино имел возможность продемонстрировать искусное владение новаторской в то время техникой перспективы. В другой Давид с головой Голиафа изображен в составе экстравагантной ренессансной процессии, сверкающей золотом и сопровождаемой множеством животных.

Эти картины впервые поступили в Национальную галерею — изначально во временное пользование — почти полвека назад. Проведенная недавно реставрация обнаружила не только необычайно тонкую работу Пезеллино с сусальным золотом и серебром, но и многочисленные потертости на красочном слое, а еще замочные скважины, замазанные в более поздний период. Напомним, что доски были частью объекта, предназначавшегося для повседневного использования, и при всем их великолепии явно не вызывали трепета у владельцев.

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент.
Фото: Лондонская национальная галерея

Отношения Пезеллино с династией Медичи входят в число ключевых тем выставки. На композициях, посвященных истории Давида, в нескольких местах присутствует герб Медичи, и это позволяет предположить, что они могли быть частью меблировки в семейном палаццо во Флоренции.

Пезеллино имел репутацию мастера небольших композиций, но, проживи он дольше, наверняка прославился бы и как автор крупноформатных работ. На выставке представлена алтарная картина, написанная для ордена Святой Троицы в Пистойе (1455–1460), большая композиция, уходящая от традиции создавать алтарные картины в виде полиптихов. Вместо того чтобы отделять фигуры друг от друга архитектурной рамой, художник изображает святых, ангелов и ипостаси Троицы в одном пространстве на фоне извилистого тосканского пейзажа. После смерти Пезеллино работу завершил Филиппо Липпи.

Франческо Пезеллино, Фра Филиппо Липпо и мастерская. «Алтарь церкви Санта-Тринита в Пистойе». 1455–1460. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино, Фра Филиппо Липпо и мастерская. «Алтарь церкви Санта-Тринита в Пистойе». 1455–1460.
Фото: Лондонская национальная галерея

В XVIII веке «Алтарь Святой Троицы» распилили на несколько частей, которые оказались в разных концах Европы. Национальная галерея покупала их на протяжении первой трети ХХ века, и в конце концов картину удалось восстановить. Экспозиция «Пезеллино. Открытие ренессансного мастера» — это еще и рассказ о деликатной работе лондонского музея с наследием художника. Подготовленная Лорой Ллевелин, выставка открылась в зале 46 — камерном пространстве, которое как нельзя лучше подходит для неторопливого знакомства с творчеством Пезеллино. 

Национальная галерея
«Пезеллино. Открытие ренессансного мастера»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+