18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коентис-Слип: манхэттенский квартал для начинающих гениев

Коентис-Слип, Нью-Йорк.  1850–1900. Фото: The Edward W. C. Arnold Collection of New York Prints, Maps and Pictures, Bequest of Edward W. C. Arnold, 1954
Коентис-Слип, Нью-Йорк. 1850–1900.
Фото: The Edward W. C. Arnold Collection of New York Prints, Maps and Pictures, Bequest of Edward W. C. Arnold, 1954
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Укромная старая улица «вывела в люди» целую плеяду известных художников. Искусствовед Пруденс Пайфер рассказывает об их судьбах и взаимном влиянии друг на друга, заодно придавая статус героя повествования и самому историческому кварталу Коентис-Слип

В 1950–1960-х годах Коентис-Слип выглядела пережитком старого Нью-Йорка на окраине Манхэттена с видом на Ист-Ривер и Бруклинский мост. Как отмечает Пруденс Пайффер в ее новой книге «Нью-йоркская улица, изменившая американское искусство навсегда», это была «причудливая страна внутри города, в самом низу делового центра», игнорируемая соседней Уолл-стрит.

На протяжении нескольких лет склады XIX века на этой улице, уже теснимые подступающими небоскребами и подлежащие скорому сносу, служили студиями и сквотами целой группе художников. Начинавшие как никому не известные маргиналы, они покинули Коентис-Слип на взлете творческой карьеры, а некоторые уже и с мировой славой. Главными героями книги Пайффер выступают Роберт Индиана, Элсуорт Келли, Агнес Мартин, Джеймс Розенквист, Ленор Тони, Джек Янгерман, а также актриса Дельфина Сейриг. Среди тех, кто играет «эпизодические роли», ­— Джон Кейдж, Александр Колдер, Луиза Невельсон и Барнетт Ньюман.

Prudence Peiffer. The Slip: The New York City Street That Changed American Art Forever. Harper Collins. 435 с. $38,99. На английском языке
Prudence Peiffer. The Slip: The New York City Street That Changed American Art Forever. Harper Collins. 435 с. $38,99. На английском языке

Но и сама Слип, где в зависимости от сезона то замерзали, то потели в плохо обустроенных студиях художники, тоже находится в центре внимания. Когда-то занятая магазинами, дилерскими центрами и мастерскими по изготовлению парусов, улица Коентис-Слип получила свое странное название в честь голландских поселенцев: в нем объединились имена сапожника Кунрата Тена Эйка и его супруги Антье. Здесь был один из самых оживленных портов в США — о нем упоминал Герман Мелвилл в знаменитом романе «Моби Дик». Некоторые из художников отразили этот исторический бэкграунд в своих работах.

Пруденс Пайффер, экс-редактор журнала Artforum, теперь работающая в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, пишет в книге, что размышление о художниках с точки зрения того места, где они создавали свои произведения, позволяет прийти к «более инклюзивной» истории искусства, «внести в нее мелкие детали, относящиеся к условиям работы и материалам, что помогает понять, почему что-либо вообще создается».

В частности, Пайффер рассказывает о способнос­ти Келли восприни­мать визуальную информацию и о его сложных представлениях о природе; их он однажды описал как «все видимое» и охватывающее что угодно: от растений, включая авокадо, которыми «на Слип питались все», до сводов собора. «Я хочу работать так, как работает природа», — говорил он. Кажется, путь Келли к успеху был неизбежен, в отличие от большинства его соседей, особенно Янгермана и Индианы. Эти двое даже организовали на набережной художественный класс — абсолютно провальный.

Надземная железная дорога, участок которой проходил по улице Коентис-Слип. 1894. Фото: Library of Congress
Надземная железная дорога, участок которой проходил по улице Коентис-Слип. 1894.
Фото: Library of Congress

Агнес Мартин годы, проведенные на Cлип, сделали чуть ли не самой почитаемой из всех обитавших там художников. Но и ее путь был непростым — со множеством уничтоженных ею самой работ и периодами творческого застоя, вызванными тогда еще не диагностированной шизофренией. Письмо Агнес Мартин к Ленор Тони проливает дополнительный свет на связи между художниками внутри группы. Возможно, оно было написано после того, как Тони в 1963 году подарила купленную ею картину Мартин Музею Гуггенхайма (а иначе работа могла быть уничтожена автором в деструктивном припадке). «Вы сделали этот день поворотным моментом в моей жизни», — писала Агнес Мартин.

Сама Ленор Тони была подвержена депрессии, но это все же не помешало ей стать пионером новых методов ткачества, которые способствовали ее широкому признанию и сделали ее центральной фигурой на важной выставке «Тканые формы» в нынешнем Музее искусств и дизайна в Нью-Йорке.

Главная тема книги Пайффер лучше всего отражена в названии послесловия к ней — «Коллективное одиночество». Автор рассказывает не столько о «движении и его манифестах», сколько «о коллективном пребывании в очень специфическом месте в очень специфическое время», при этом «не искажая свойства натуры каждого индивидуума и обстоятельства его личной истории». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+