18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna

Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

На фасаде и в интерьерах торгового центра BoscoVesna появились арт-объекты Ирины Кориной. В скульптурах-ребусах, соединяющих явления природы и образы культуры, зашифрованы истории, но придумать их предлагается зрителю

Что объединяет голову горгоны, вотивные фигурки, слона, шмеля, пыльцу и круассан? Нет, это не загадка современного Сфинкса, а предложение пофантазировать над скульптурными объектами Ирины Кориной, которые появились в пространстве торгового центра BoscoVesna на Новом Арбате в Москве. Даже не появились, а расцвели, едва повеяло весной, — недаром две монументальные композиции, установленные прямо на фасаде, называются «Букеты будущего». В этих и других «букетах», размещенных в атриуме и на этажах центра, соединились, казалось бы, никак не связанные между собой предметы и образы. Впрочем, никак не связанные — это только на первый взгляд.

Композиция «Потерянное кольцо» состоит из фотографий весеннего поля и тающего снега, сделанных художницей на даче, вотивной фигурки в виде глаза со слезой, а еще окошка из таблицы Менделеева с обозначением золота. А «Четырнадцатое апреля» — из снежных проталин, формулы воды и вдруг — пальмового листа и нескольких шмелей. История умалчивает, как эти «действующие лица» (именно так названы элементы каждого арт-объекта) оказались рядом в одном месте и в одно время. Ирина Корина, много работавшая театральным художником, хочет, чтобы каждый зритель почувствовал себя чуть-чуть драматургом и придумал собственную историю — поделиться ею можно на сайте проекта, отсканировав QR-код.

Инсталляция  «Букеты будущего» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Инсталляция «Букеты будущего» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

Там же можно посмотреть видеоролики, в которых художница дает ключи к интерпретации работ (но надо помнить, что авторская интерпретация — лишь одна из возможных: объекты-ребусы не имеют единственно верной разгадки). Вот, например, надувная скульптура «Счастливое исцеление». Действующие лица — тысячекратно увеличенные споры и пыльца растений, формула шоколада, ракушка и вотивная фигура «Серебряное ухо» (вотивы в форме ушей, глаз, рук, ног, сердец и других органов, которые нуждаются в исцелении, можно увидеть в церквях в разных уголках мира). Здесь художница предлагает поразмыслить, насколько эфемерно все то, что кажется нам важным здесь и сейчас. Можно терзаться мыслями о политике или глобальных катаклизмах, жить в ожидании повышения на работе или поездки на море, делать научное открытие, но, как только у твоего ребенка разболится ухо из-за отита, все остальное отойдет на второй план. А в иной момент ты не можешь думать ни о чем другом, кроме как о чашечке кофе и свежем круассане. И вообще, откуда взялись шмели 14 апреля? А потерянное кольцо — можно ли будет найти его, когда сойдет снег? Мысли роятся в голове, и иерархия наших забот меняется от минуты к минуте день ото дня.

Скульптура «Природа вещей» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Скульптура «Природа вещей» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

Скульптуры Ирины Кориной передают это ощущение мимолетности, переменчивости, неоднозначности. Слон, на котором стоял мир, теперь взметнулся ввысь и парит вместе с гигантским пушистым шмелем в 17-метровой скульптуре «Природа вещей», которая растянулась от пола до потолка в пространстве атриума. В этом же вихре можно различить перевернутую елку. Еще вчера она сияла огоньками и радовала глаз, а сегодня ее несут на помойку. Споры и пыльца обещают начало нового цикла жизни, когда природа вновь зацветет и заблагоухает, но кому-то столь долгожданная весна сулит мучительные приступы аллергии. А вот и горгона Медуза, превращенная в страшное чудище за преступление, в котором она была жертвой: Посейдон силой взял ее в храме Афины, что и разгневало богиню. Мир изменился, и сегодня «культура отмены» ударила бы уже по Посейдону.

Весь проект Ирины Кориной для BoscoVesna называется «Природа вещей. Обновление», а курирует его Марина Федоровская. Ранее в этих стенах уже поработал Андрей Люблинский — его яркие, жизнерадостные скульптуры и баннеры в духе Minecraft и других компьютерных игр на год стали частью экосистемы торгового центра. Директор BoscoVesna Игорь Казаков подчеркивает, что это «масштабная и долгосрочная инициатива» — к сотрудничеству будут привлекать и других авторов. Приглашение Кориной кажется смелым шагом: в ее искусстве нет глянца, это почти арте повера (итал. arte povera — «бедное искусство») русских антресолей, дворов, дач и лесов. Интрига состояла в том, как работы художницы покажут себя на территории люксовых брендов. А впрочем, для арте повера нет лучшего антуража, чем дворец или вилла. И лощеное пространство модного ретейла тоже стало подходящим фоном. Важно, что не наоборот. Художники, сотрудничающие с BoscoVesna, делают искусство, а не дизайн-проекты.

«Природа вещей. Обновление», совместный проект BoscoVesna и Ирины Кориной. Детали экспозиции. Фото: BoscoVesna
«Природа вещей. Обновление», совместный проект BoscoVesna и Ирины Кориной. Детали экспозиции.
Фото: BoscoVesna

Нетипичное для размещения арт-объектов пространство (хотя сегодня это уже условность, так как мы наблюдаем художественные интервенции повсюду) позволяет подчеркнуть важную для Ирины Кориной идею соединения несоединимого. Невозможно разложить окружающий мир по ящичкам: искусство запереть в музеях, науку — в исследовательских институтах, всю рухлядь забыть на антресолях, моду оставить для подиума, воспоминания утрамбовать в фотоальбом, а жизнь — в рабочий график. А еще отсоединить серьезные мысли от несерьезных и запретить шмелям вылетать за пределы луга и за пределы лета. Все бесконечно пересекается: кольцо теряется в траве, пришедший на шопинг находит искусство, а название «всёческого» проекта Ирины Кориной заставляет вспомнить поэму I века до н.э. «О природе вещей». Там у Лукреция говорится о том, что атомы, составляющие предмет, не умирают вместе с его разрушением, а становятся материалом для новых сочетаний. А материалом для мысли и воображения может служить что угодно: и голова Медузы, и вотивные фигурки, и слон, и шмель, и пыльца, и круассан. Даже одновременно.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+