Что объединяет голову горгоны, вотивные фигурки, слона, шмеля, пыльцу и круассан? Нет, это не загадка современного Сфинкса, а предложение пофантазировать над скульптурными объектами Ирины Кориной, которые появились в пространстве торгового центра BoscoVesna на Новом Арбате в Москве. Даже не появились, а расцвели, едва повеяло весной, — недаром две монументальные композиции, установленные прямо на фасаде, называются «Букеты будущего». В этих и других «букетах», размещенных в атриуме и на этажах центра, соединились, казалось бы, никак не связанные между собой предметы и образы. Впрочем, никак не связанные — это только на первый взгляд.
Композиция «Потерянное кольцо» состоит из фотографий весеннего поля и тающего снега, сделанных художницей на даче, вотивной фигурки в виде глаза со слезой, а еще окошка из таблицы Менделеева с обозначением золота. А «Четырнадцатое апреля» — из снежных проталин, формулы воды и вдруг — пальмового листа и нескольких шмелей. История умалчивает, как эти «действующие лица» (именно так названы элементы каждого арт-объекта) оказались рядом в одном месте и в одно время. Ирина Корина, много работавшая театральным художником, хочет, чтобы каждый зритель почувствовал себя чуть-чуть драматургом и придумал собственную историю — поделиться ею можно на сайте проекта, отсканировав QR-код.
Там же можно посмотреть видеоролики, в которых художница дает ключи к интерпретации работ (но надо помнить, что авторская интерпретация — лишь одна из возможных: объекты-ребусы не имеют единственно верной разгадки). Вот, например, надувная скульптура «Счастливое исцеление». Действующие лица — тысячекратно увеличенные споры и пыльца растений, формула шоколада, ракушка и вотивная фигура «Серебряное ухо» (вотивы в форме ушей, глаз, рук, ног, сердец и других органов, которые нуждаются в исцелении, можно увидеть в церквях в разных уголках мира). Здесь художница предлагает поразмыслить, насколько эфемерно все то, что кажется нам важным здесь и сейчас. Можно терзаться мыслями о политике или глобальных катаклизмах, жить в ожидании повышения на работе или поездки на море, делать научное открытие, но, как только у твоего ребенка разболится ухо из-за отита, все остальное отойдет на второй план. А в иной момент ты не можешь думать ни о чем другом, кроме как о чашечке кофе и свежем круассане. И вообще, откуда взялись шмели 14 апреля? А потерянное кольцо — можно ли будет найти его, когда сойдет снег? Мысли роятся в голове, и иерархия наших забот меняется от минуты к минуте день ото дня.
Скульптуры Ирины Кориной передают это ощущение мимолетности, переменчивости, неоднозначности. Слон, на котором стоял мир, теперь взметнулся ввысь и парит вместе с гигантским пушистым шмелем в 17-метровой скульптуре «Природа вещей», которая растянулась от пола до потолка в пространстве атриума. В этом же вихре можно различить перевернутую елку. Еще вчера она сияла огоньками и радовала глаз, а сегодня ее несут на помойку. Споры и пыльца обещают начало нового цикла жизни, когда природа вновь зацветет и заблагоухает, но кому-то столь долгожданная весна сулит мучительные приступы аллергии. А вот и горгона Медуза, превращенная в страшное чудище за преступление, в котором она была жертвой: Посейдон силой взял ее в храме Афины, что и разгневало богиню. Мир изменился, и сегодня «культура отмены» ударила бы уже по Посейдону.
Весь проект Ирины Кориной для BoscoVesna называется «Природа вещей. Обновление», а курирует его Марина Федоровская. Ранее в этих стенах уже поработал Андрей Люблинский — его яркие, жизнерадостные скульптуры и баннеры в духе Minecraft и других компьютерных игр на год стали частью экосистемы торгового центра. Директор BoscoVesna Игорь Казаков подчеркивает, что это «масштабная и долгосрочная инициатива» — к сотрудничеству будут привлекать и других авторов. Приглашение Кориной кажется смелым шагом: в ее искусстве нет глянца, это почти арте повера (итал. arte povera — «бедное искусство») русских антресолей, дворов, дач и лесов. Интрига состояла в том, как работы художницы покажут себя на территории люксовых брендов. А впрочем, для арте повера нет лучшего антуража, чем дворец или вилла. И лощеное пространство модного ретейла тоже стало подходящим фоном. Важно, что не наоборот. Художники, сотрудничающие с BoscoVesna, делают искусство, а не дизайн-проекты.
Нетипичное для размещения арт-объектов пространство (хотя сегодня это уже условность, так как мы наблюдаем художественные интервенции повсюду) позволяет подчеркнуть важную для Ирины Кориной идею соединения несоединимого. Невозможно разложить окружающий мир по ящичкам: искусство запереть в музеях, науку — в исследовательских институтах, всю рухлядь забыть на антресолях, моду оставить для подиума, воспоминания утрамбовать в фотоальбом, а жизнь — в рабочий график. А еще отсоединить серьезные мысли от несерьезных и запретить шмелям вылетать за пределы луга и за пределы лета. Все бесконечно пересекается: кольцо теряется в траве, пришедший на шопинг находит искусство, а название «всёческого» проекта Ирины Кориной заставляет вспомнить поэму I века до н.э. «О природе вещей». Там у Лукреция говорится о том, что атомы, составляющие предмет, не умирают вместе с его разрушением, а становятся материалом для новых сочетаний. А материалом для мысли и воображения может служить что угодно: и голова Медузы, и вотивные фигурки, и слон, и шмель, и пыльца, и круассан. Даже одновременно.