Возврат классического варианта экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина будет поэтапным. Первая волна реэкспозиции назначена на весну. Уже открылась итальянская коллекция, куратором которой выступает ведущий специалист по итальянской живописи Виктория Маркова. Восьмого апреля обещают открыть залы французской живописи (куратор — Анна Сулимова). На ноябрь намечено возвращение немцев и фламандцев, а в конце года планируют заняться египетскими залами, в первую очередь фаюмским портретом.
Когда год назад, в марте 2023-го, Елизавета Лихачева была назначена новым директором ГМИИ им. А.С.Пушкина вместо Марины Лошак, возглавлявшей музей с 2013 года, стало понятно, что грядут большие изменения. Слишком очевидны были различия в их эстетических воззрениях и подходе к музейному делу. О том, что музей нуждается в смене экспозиции, новый директор начала говорить практически сразу. И в этом нет ничего странного, ведь речь идет не о какой-нибудь повседневной перестановке экспонатов, а о ликвидации тех изменений, которые для Марины Лошак стали событием знаковым, того, что она называла «музейной революцией».
Предыдущая смена экспозиции в ГМИИ произошла в 2021 году. Для ее проведения Марина Лошак и Сурия Садекова, куратор реэкспозиции, тогдашняя заведующая отделом образовательно-выставочных проектов, пригласили знаменитого французского дизайнера, сценографа и историка искусств Патрика Уркада. Облик залов, знакомый москвичам сызмальства, кардинально изменился, чтобы отвечать прогрессивным музейным вкусам XXI века. Уркад пытался сделать пространство более светлым, просторным и модернизированным. Стены поменяли свой цвет на одинаковый светло-серый, почти белый, выбранный «фирменным», перегородкам изменили высоту, планировку и в некоторых случаях угол наклона. Развеска экспонатов была перекомпонована, чтобы создать новые, эффектные, подчас парадоксальные сочетания. Второй этаж от постоянной экспозиции освободили целиком, оставив залы для временных выставок, а количество представленных предметов значительно сократили.
Планировалось, что вариант Патрика Уркада простоит до 2024 года: ожидалось открытие одного из зданий музейного квартала (Галереи старых мастеров в бывшей усадьбе Вяземских — Долгоруковых) и переезд части картин туда. Но теперь открытие отложено, и, видимо, даже не на 2025 год. Но не эта отсрочка стала поводом для текущих изменений. В 2021 году экспозиционные новшества, наряду с одобрением свежего взгляда на коллекцию, у многих вызвали недоумение своей необоснованной экстравагантностью; звучала и резкая критика. Отмечали, в частности, что тесные закутки неудобны посетителям и экскурсоводам — кто-то даже поцарапал рембрандтовский «Портрет старушки» сумкой, после чего картины в самых узких участках маршрута защитили стеклами. При этом реэкспозиция настолько хорошо иллюстрировала реформаторский стиль Марины Лошак, изменившей образ музея, сложившийся за десятилетия руководства Ирины Антоновой (она скончалась несколькими месяцами ранее презентации новой экспозиции), что было очевидно: она будет изменена. Елизаветой Лихачевой, которая планомерно декларирует возврат к принципам «старой школы», цитируя знаменитую фразу Александра I по восшествии на престол: «все будет как при бабушке».
«Я абсолютно убеждена, что та экспозиция, которая есть сейчас, неудачна. Это была ошибка. Мы потеряли возможность экспонировать треть вещей, которые у нас были. Это превосходные вещи, шедевры. Треть ушла в фонды. Музей потерял то, ради чего любой музей существует, и произошел перекос в сторону Пушкинского как выставочного музея. Но у нас одна из лучших коллекций в мире, и мне бы хотелось, чтобы Пушкинский музей вернул ее в свои стены», — объявила Елизавета Лихачева на встрече с «Друзьями музея» в декабре прошлого года. Настала пора увидеть, как этот план воплощается в жизнь.
Показательно, что сторонних дизайнеров и архитекторов с громкими именами к переделкам теперь не привлекают — обходятся, видимо, собственными силами, воссоздавая тот вариант, который на протяжении десятилетий казался комфортным музею. Основное поле переделок этой весны — второй этаж, где Уркад ничего не вешал, так как тут в последние годы проходили большие временные выставки: «Щукин. Биография коллекции», «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых», «Бывают странные сближенья…». С одной стороны анфилады Виктория Маркова восстанавливает экспозицию итальянцев XVII–XVIII веков. Очевидно, ради этого полотна Франческо Гварди, Каналетто, Алессандро Маньяско и прочих будут подняты из зала № 9 на первом этаже. Открытие верхних итальянских залов было синхронизировано с вернисажем выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» (5 марта — 26 мая). Залы итальянской средневековой и ренессансной живописи на первом этаже пока кардинальных изменений не претерпевают, хотя, вероятно, постепенно будут модифицированы.
Заведующая отделом искусства старых мастеров, хранитель фондов французской живописи Анна Сулимова месяцем позже откроет французские залы в противоположной части анфилады второго этажа. Для этого ждут возвращения из Эрмитажа экспонатов выставки «„Салоны“ Дидро» (до 17 марта). На второй этаж должны вернуться произведения рококо и классицизма: Жан-Батист Грёз, Антуан Жан Гро, Франсуа Паскаль Симон Жерар и так далее (ныне в зале № 8 на первом этаже). В следующем году работы, очевидно, продолжатся.
В итоге в течение 2024 года должны открыться залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, будет восстановлен отдельный зал Рембрандта и его последователей, в анфиладу залов первого этажа вернется живопись Северного Возрождения. Обещают увеличить количество скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
При этом, как говорят в музее, не надо бояться замшелого ретроградства советских времен: экспозиция все-таки будет обогащена и модернизирована, свет — выставлен как следует, а этикетаж — подробен. Будут показаны отреставрированные произведения, незнакомые широкой публике.
Однако судить об изменениях мы сможем, лишь когда будет целиком пересобрана экспозиция живописи первого этажа. Перекрасят ли стены в прежние глубокие цвета — тоже пока неизвестно.