В Индии после четырех лет подготовки открылась беспрецедентная выставка, где встретились божества родом из разных культур. Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим» стала результатом совместной работы Музея Гетти, Британского музея, Государственных музеев Берлина и главного музея Мумбаи — Музея Чатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалая (CSMVS). Непривычно долгий период проведения выставки (она проработает до 1 октября) связан с тем, что ее сопровождает специальная межуниверситетская программа, разработанная в рамках проекта Кембриджского университета «Гуманитарные науки в глобальном контексте», которой нужно время, чтобы добраться до других центров этой большой страны и дать возможность студентам побывать в Мумбаи и увидеть богов собственными глазами.
Нигде больше на всем субконтиненте не увидеть обнаженную Афродиту (хотя в ее честь названо множество салонов красоты, в то время как фитнес-центры носят имя Аполлона), египетского бога или божество ассирийского пантеона. В числе организаторов выставки бывший директор Британского музея Нил Макгрегор.
«Теперь я задаю себе новые вопросы об этих скульптурах, которые мы видели сотни раз», — говорит он. Когда Макгрегор спросил кураторов CSMVS, что в экспонатах поразило их больше всего, они ответили: «Куда класть подношения богам? Как понять, что Афродита — богиня, если она обнажена и на ней нет украшений? И почему бог не смотрит на меня?» Дело в том, что в религиях Индии «даршан», то есть обмен взглядами между верующим и богом, является неотъемлемой частью молитвы, так что направленный в сторону взгляд западных богов видится не просто холодностью, а полным отрицанием связи божественного и земного.
В этом заключается принципиальная разница между богами, прибывшими из Европы, и богами из собственного собрания музея: западные боги мертвы, а индийские по-прежнему живы. Для Запада древние боги не более чем произведения искусства или артефакты материальной культуры — в Индии же индуистские, буддистские и джайнистские скульптуры, какими бы древними и ценными они ни были, являются частью живой религии и их культовая функция неизменно затмевает культурную. Это ощущение божественного присутствует на инстинктивном уровне, и посетители в знак уважения нередко снимают обувь на входе в залы.
Экспозиция строится на сопоставлении 16 скульптур богов, привезенных из западных музеев, с индийскими богами, но последние из почтения представлены в виде фотографий. Единственное исключение — величественная скульптура вепря (около 1000 года н.э.) из песчаника, стоящая в центре ротонды, где располагается экспозиция. Эта скульптура изображает третью аватару индуистского бога Вишну — вепря по имени Вараха, защищающего Землю.
Индийская пресса отзывается о проекте положительно, наряду с национальной гордостью подчеркивая международный характер проекта. Times of India отметила, что выставка «проливает новый свет на роль Индии, которая не только была одной из древних цивилизаций, но и внесла значительный вклад в их общее развитие».
Есть выставки, о которых по прошествии времени становится ясно, что они сыграли поворотную для искусствоведения роль. В их числе прошедшая в парижском Центре Помпиду в 1989 году выставка «Маги Земли», где незападные и западные художники были впервые представлены как равновесные фигуры современного искусства. Нынешняя выставка в Мумбаи, задающая противоположное направление движения, может стать образцом конструктивного сотрудничества, призванного объединить интеллектуалов по всему миру.
В 2025 году в музее откроется галерея Древнего мира с обновляющейся раз в три года сменной экспозицией из более 100 объектов из собраний западных музеев-партнеров. В ней воплотится видение Джеймса Куно, бывшего президента Фонда Пола Гетти, который убежден, что вместо ликвидации экспозиций и возврата всех экспонатов на родину западные музеи с их обширными коллекциями должны развиваться именно в направлении такого обмена. Безусловно, подобная стратегия сотрудничества дает Востоку и Западу возможность учиться друг у друга.