Кажется, ничто уже не сможет потрясти туриста в Мадриде после посещения Музея Прадо, где сосредоточена грандиозная коллекция испанских Габсбургов, даже беглый осмотр которой занимает практически рабочий день. Между тем в столице Испании среди обязательных пунктов арт-программы есть еще Центр искусства королевы Софии со знаменитой «Герникой» Пабло Пикассо, королевская резиденция и музей Академии художеств Сан-Фернандо. Но даже на этом фоне особо выделяется отметивший два года назад 30-летие Музей Тиссен-Борнемиса, который ежегодно посещают более 1 млн человек.
Одна из последних крупных частных коллекций живописи обосновалась в Мадриде в начале 1990-х годов благодаря решению ее первоначального владельца барона Ханса Генриха Тиссена-Борнемисы (1921–2002). Музей располагается во дворце Вильяэрмоса. Собрание включает произведения художников XIII–ХХ веков, в том числе первые имена мирового искусства. Возможно, еще более важно то, что здесь представлены художественные направления, исторические периоды и целые национальные школы, которые не нашли места в других музейных фондах Мадрида, в том числе импрессионизм, немецкий экспрессионизм и американская пейзажная живопись.
Ханс Генрих Август Габор Тассо Тиссен-Борнемиса де Касон родился в 1921 году в нидерландском городке Схевенинген, став четвертым и самым младшим ребенком Генриха фон Тиссена, богатого немецкого промышленника, и Маргит Борнемисы, венгерской аристократки. Его дед Август Тиссен (1842–1926) стоял у истоков компании Thyssen, которая к началу XX века стала крупнейшим в Германии производителем стали с собственными источниками железной руды во Франции, Северной Африке и России. Сейчас это часть гигантского концерна ThyssenKrupp.
В 1905 году отец Ханса, Генрих Тиссен (1875–1947), покинул Германию и поселился в Венгрии, в замке Шлосс-Рохонс, принадлежавшем семье его супруги. В 1931 году Генрих и его жена развелись, и десятилетний Ханс переехал с отцом в Швейцарию, где они приняли швейцарское гражданство. На протяжении многих лет вилла «Фаворита» в швейцарском городке Лугано была не только семейным поместьем Тиссена-Борнемисы, но и местом хранения выдающейся коллекции искусства. Разумеется, переезды Тиссенов отражают не только семейную историю свадеб и разводов, но и попытки богатой и влиятельной фамилии найти в эпоху турбулентности безопасное и благополучное прибежище для капитала (у многих в Европе тогда было предчувствие надвигавшейся большой войны).
В наследство от отца Ханс в 1947 году получил несколько судостроительных и нефтедобывающих компаний, и, наряду с продолжением семейного бизнеса, пострадавшего от войны, он также принял эстафету коллекционирования искусства. Коллекционирование у Тиссенов в крови: еще дедушка барона Ханса Генриха Август, который и заложил основу их гигантского семейного состояния, заказал несколько мраморных скульптур Огюсту Родену, а отец, Генрих Тиссен, прославился в 1920-е годы как страстный коллекционер искусства старых мастеров. Он впервые показал свою коллекцию в 1930 году в Новой пинакотеке в Мюнхене, и многие представленные на выставке произведения стали открытием даже для специалистов. Предметом его особого интереса были так называемые немецкие примитивы — работы Альбрехта Альтдорфера, Ханса Бальдунга, Ханса Гольбейна, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. Позже коллекция пополнилась образцами ранней нидерландской живописи — произведениями Рогира ван дер Вейдена, Робера Кампена, Петруса Кристуса, Ханса Мёмлинга, Хуана де Фландеса и Яна ван Эйка. Впрочем, и итальянское Возрождение тоже было представлено очень достойно. Чего стоит один только «Портрет Джованны Торнабуони» Доменико Гирландайо! А ведь еще из этой коллекции происходят работы Веронезе, Гварди, Каналетто, Караваджо, Тинторетто, Тициана, Тьеполо. Собрание Генриха Тиссена составляло на момент его смерти более 500 картин, но затем было распродано.
Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса начал с того, что открыл для публики галерею виллы «Фаворита» и стал охотиться за картинами из коллекции отца, выкупая их у родственников и на аукционах. Он также приобрел скульптуры Родена, ранее принадлежавшие деду (они достались другой ветви семьи Тиссен), а потом многократно приумножил собрание старых мастеров. Среди его приобретений — «Иисус и самаритянка» Дуччо, «Натюрморт с кубком наутилус» Виллема Кальфа, «Западный фасад церкви Святой Марии в Утрехте» Яна Санредама и «Туалет дамы» Франсуа Буше.
С 1960-х годов барон Тиссен-Борнемиса собирал искусство ХХ века: русский авангард, немецкий экспрессионизм, абстракцию, а также работы представителей Лондонской школы, в том числе Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда. Его увлечение современным искусством началось, как считается, с приобретения акварели немецкого художника Эмиля Нольде в 1961 году. В том же году его коллекция пополнилась полотнами экспрессионистов — представителей движения, которое вызвало в свое время особенную ярость нацистов, объявивших это искусство «дегенеративным». Считается, что коллекционера привлекала не только художественная, но и историческая ценность картин. От экспрессионизма барон Тиссен-Борнемиса перешел к предшествующим явлениям в истории искусства — импрессионизму и постимпрессионизму, а затем переключился на творчество Жоржа Брака, Фернана Леже, Пабло Пикассо и мастеров русского авангарда.
Характеризуя многогранность собирательства Ханса Тиссена-Борнемисы, куратор его коллекции Симон де Пюри, известный аукционист, отмечал, что «его вкусы были очень эклектичными, он мог сегодня приобрести работу Джексона Поллока, завтра — средневековую резьбу по слоновой кости, а на следующий день — картину старого мастера».
Еще один важный раздел коллекции Тиссена-Борнемисы — живопись США XIX–XX веков, долгое время практически неизвестная европейской публике и не представленная в местных музеях. Барон начал приобретать работы американских художников, когда они еще не вызывали особого ажиотажа на арт-рынке даже в родной стране, хотя сейчас число их коллекционеров значительно выросло.
Сам барон Ханс Тиссен-Борнемиса на вопрос, что ему дает коллекционирование, отвечал так: «Моя страсть к искусству часто помогала мне пережить трудные времена в личной жизни и бизнесе. Это нечто более важное и ставит все остальное в правильную перспективу».
Когда барон Ханс Тиссен-Борнемиса скончался в 2002 году, многие газеты по всему миру опубликовали некрологи, в которых отмечали, что он коллекционировал красивых женщин так же, как произведения искусства и недвижимость (кроме виллы «Фаворита» он был обладателем шале в Санкт-Морице, виллы на Ямайке, домов в Париже, Лондоне и Нью-Йорке). Можно предположить, что увлечение женщинами в конечном счете обошлось барону дороже, чем страсть к искусству, ведь, как он сам говорил, «в отличие от женщин, картины не умеют отвечать». Он женился пять раз, разводился четыре, и каждое из этих событий становилось поводом для обсуждения в желтой прессе. Его женами были немецкая принцесса Тереза Липпе, модели англичанка Нина Дайер и шотландка Фиона Кэмпбелл-Уокер, а также богатая наследница из Бразилии Лилиан Дениз Шорто.
Наиболее известна последняя, пятая жена барона — красавица Мария дель Кармен Росарио Сервера, завоевавшая в 1961 году титул «Мисс Испания». Они поженились в 1985-м, и примерно в то же время Кармен Тиссен-Борнемиса начала создавать собственную коллекцию искусства. Кроме того, именно ей суждено было сыграть решающую роль в судьбе собрания.
Еще в 1980-х годах барон обеспокоился статусом своей коллекции и обратился к швейцарским властям с просьбой расширить галерею на вилле «Фаворита». Этот проект не получил финансовой поддержки, что заставило его задуматься о переносе выставочного пространства и коллекции искусства в другое место, за границу. Принц Чарльз и миссис Тэтчер прилетали в Швейцарию, чтобы предложить кандидатуру Великобритании; президент Франсуа Миттеран лоббировал интересы Франции; Фонд Гетти предлагал миллионы долларов США; а швейцарское правительство пыталось воспрепятствовать вывозу картин. Однако решающим оказалось мнение жены, поэтому в конце концов Ханс Тиссен-Борнемиса перевез свое собрание в Испанию.
Музей барона открылся в 1992 году в Мадриде, во дворце Вильяэрмоса. Позже здесь разместилась, пока на условиях временной аренды, еще и личная коллекция его вдовы, Кармен Тиссен-Борнемисы, которая включает работы Эдгара Дега, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, Огюста Ренуара, Огюста Родена и Альфреда Сислея.
Один из самых впечатляющих с архитектурной точки зрения дворцов Мадрида был построен в начале XIX века в неоклассическом стиле. Это родовое гнездо знатного испанского аристократического семейства, герцогов Вильяэрмоса, чей род восходит к Альфонсо Арагонскому. Здание на углу Пасео-дель-Прадо и Каррера-Сан-Херонимо располагается в непосредственной близости от королевского дворца, театра и Музея Прадо. Музей Тиссен-Борнемиса во дворце Вильяэрмоса, Прадо и Центр искусства королевы Софии сейчас образуют золотой треугольник музеев Мадрида.
Семья Вильяэрмоса продолжала жить во дворце в первой половине ХХ века, затем в здании размещалась штаб-квартира одного из банков, после банкротства которого оно было передано в управление Государственного фонда культурного наследия (Patrimonio del Estado). В течение нескольких лет Прадо использовал дворец для проведения временных выставок, и наконец в 1989 году его выделили для размещения будущего музея барона Тиссена-Борнемисы. Интерьеры были полностью реконструированы так, чтобы сохранить дух дворцовой архитектуры, но в то же время сделать помещения пригодными для обширной коллекции живописи.
Правительство Испании выступило с инициативой сначала принять коллекцию барона на условиях долгосрочной аренды, заплатив за нее $50 млн, а в 1993 году выкупило собрание целиком за $338 млн. Разумеется, эта сумма в разы меньше, чем семья могла бы выручить при распродаже собрания на крупных мировых аукционах, но для Ханса Тиссена-Борнемисы решающим фактором стало то, что коллекция останется единой и будет доступна для публики.