18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Братья Константин и Владимир Маковские встретились в Серпухове

Константин Маковский. «Портрет девушки». Конец XIX в.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Константин Маковский. «Портрет девушки». Конец XIX в.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Они такие разные: салонный живописец Константин и скромный бытописатель Владимир. Но общего в их творчестве гораздо больше, чем кажется. Выставка в серпуховском музее вся построена на сопоставлениях и параллелях

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» — сложный и многосоставный проект, для Серпуховского историко-художественного музея особенно важный. Этим проектом открылась новая площадка музейного комплекса, базирующаяся в городской усадьбе купцов-старообрядцев Мараевых. Выставка заняла только что отреставрированный Каретный сарай рубежа XIX–XX веков, помещение площадью около 1,5 тыс. кв. м, большая часть которой отдана под экспозиционные залы.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Художники Константин (1839–1915) и Владимир (1846–1920) Маковские — самые известные представители богатой достойными людьми семьи. Творчество их яркое, своеобразное и легко поддается противопоставлению. Очевидную разность между братьями подчеркивает архитектура экспозиции: работы старшего брата размещены на коричневых стенах, младшего — на светло-серых. Различие в их подходах к искусству акцентируют и две фразы, два девиза художников, вынесенные в самое начало экспозиции. Владимир верит: «Искусство — это вторая религия», а Константин сетует: мол, для того чтобы полностью отдаться искусству, он слишком любит жизнь.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Работы братьев трудно перепутать и без всякого разделения по цветам: нарядные парадные произведения Константина, самого популярного салонного живописца своей эпохи, и скромные, остроумные сценки из мещанского быта в исполнении Владимира. Однако общего больше, чем кажется на первый взгляд: оба художника были настоящими режиссерами, просто один ставил костюмированные сериалы, а другой — драмы из реальной жизни.

Владимир подолгу придумывал своих персонажей, ходил по богадельням и беседовал с их обитателями, читал газетные хроники, выискивая там сюжеты. Так написаны знаменитые сентиментальные бытовые сценки «Любители соловьев» (1873) и «Варка варенья» (1876). Или типы «Оптимист и пессимист» — толстый и тонкий, прагматик и поэт. Большая картина «Оправданная» (1882), придуманная на основе скупой судебной заметки, была тут же куплена Павлом Третьяковым.

Владимир Маковский. «Варка варенья». 1876. Эскиз картины «Варят Варенье» (ГТГ). Фото:  Самарский областной художественный музей
Владимир Маковский. «Варка варенья». 1876. Эскиз картины «Варят Варенье» (ГТГ).
Фото: Самарский областной художественный музей

Константин в своей живописи наслаждался прекрасными женщинами с томными взглядами, шелками и бархатом, блеском драгоценностей. Он был трижды женат, и черты его избранниц угадываются в лицах героинь его картин. Много он писал своего златокудрого сына Сергея (в будущем искусствоведа). Художник собрал огромную коллекцию русского костюма и утвари, в кокошники из нее одевал моделей на заказных портретах, был даже постановщиком «живых картин». Большие работы из его «Боярского цикла» сейчас раскиданы по всему миру: Константин Маковский действительно имел международную славу.

Константин Маковский. «Под венец». 1890. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Константин Маковский. «Под венец». 1890.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

При этом оба художника были передвижниками (Константин в начале, Владимир на пике движения), для обоих много значила Москва, оба видели импрессионистов — и остались верны реализму, оба были центрами своих интеллектуальных кругов, в том числе литературных.

Именно к литературе отсылает второй слой выставки. Кураторы, директор музея Жанна Алейникова и искусствовед Елена Нестерова, автор концепции Елена Папченко и архитектор экспозиции Фатали Талыбов подчеркивают не литературность, но литературоцентричность творчества Маковских. Их работы не были иллюстрациями к текстам Гоголя, Чехова или Достоевского (даже если прямо обращались к конкретному произведению), но составляли с ними параллели. Кроме того, оба художника оставили дневники и воспоминания. Чтобы увязать все эти потоки событий и ценностей в один, использованы цитаты на стенах, придуманы «закладки» и «заметки» около картин, отсылающие к конкретным писателям или произведениям.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Все смысловые линии пересекаются в интерьере с книгами, это образ «дома Маковских», сконструированный на основе картин братьев. Аудиофрагменты книг дополняют выставку, часть текстов можно бесплатно скачать в смартфон. Есть и еще одна тема — запахов, которые сопровождают некоторые из картин.

Почти 90 работ в экспозиции собраны из 12 музеев России. Здесь и Третьяковская галерея, и Эрмитаж, и такие, до которых не каждый доедет (например, Ульяновский или Рыбинский художественные музеи). Съездить один раз в Серпухов для знакомства с Маковскими будет во всех смыслах правильным решением.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Маковские. Константин и Владимир»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+