18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Еще две работы Эгона Шиле возвращены наследникам жертвы холокоста

Эгон Шиле. «Девушка с черными волосами». 1911. Фото: Allen Memorial Art Museum/Wikimedia
Эгон Шиле. «Девушка с черными волосами». 1911.
Фото: Allen Memorial Art Museum/Wikimedia
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Принадлежавшие погибшему в концлагере актеру Фрицу Грюнбауму рисунок и акварель возвращены его потомкам и будут выставлены на аукцион — так же, как и предыдущие

Два рисунка Эгона Шиле когда-то принадлежали Фрицу Грюнбауму (1890–1941), австрийскому артисту кабаре, погибшему во время холокоста. Они возвращены его наследникам в январе и уже предложены на аукцион Christie’s. Карандашный «Портрет мужчины» (1917) находился в коллекции Художественного музея Карнеги в Питтсбурге, а ранняя акварель «Девушка с черными волосами» (1911) хранилась в Мемориальном художественном музее Аллена в Оберлин-колледже в Огайо. Аукционный дом еще не каталогизировал работы, но в сентябре 2023 года прокуратура Манхэттена оценила «Девушку с черными волосами» в $1,5 млн, а «Портрет мужчины» — в $1 млн.

Эгон Шиле. «Портрет мужчины». 1917. Фото: Manhattan District Attorney's Office
Эгон Шиле. «Портрет мужчины». 1917.
Фото: Manhattan District Attorney's Office

В коллекции звезды кабаре, еврея Фрица Грюнбаума было по меньшей мере 80 работ Эгона Шиле, а всего его собрание включало более 500 произведений. Он был арестован в 1938 году за критику нацистского режима на сцене и отправлен в концентрационный лагерь Дахау. Там его силой заставили подписать доверенность на жену, Элизабет, которую вскоре выселили из их квартиры и вынудили дать разрешение на инвентаризацию коллекции. Вскоре оба погибли в концлагере. Работы Шиле были объявлены «дегенеративными» во время кампании нацистской партии против современного искусства и проданы за границу. «Как наследники Фрица Грюнбаума, мы рады, что этот человек, который боролся за то, что было правильно в свое время, продолжает делать мир более справедливым спустя десятилетия после трагической смерти», — отметил в своем заявлении Тимоти Рейф, один из наследников Грюнбаума.

Окружной прокурор Манхэттена выдал ордер на конфискацию еще одной работы Шиле, которая когда-то принадлежала Грюнбауму. Это изображение карандашом и акварелью русского военнопленного, которое сейчас находится в коллекции Чикагского института искусств (AIC). Однако институт утверждает, что является законным владельцем работы: согласно проведенному им расследованию, «Русского военнопленного» (1916) унаследовала и в 1956 году продала невестка Грюнбаума.

Наследники артиста после десятилетий судебных баталий добились возвращения немалого количества работ Шиле. Christie’s продал шесть из них на последних ноябрьских торгах в Нью-Йорке. Часть доходов от продажи пошла на поддержку музыкантов из маргинальных сообществ через Фонд Грюнбаума — Фишера.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+