18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объект, скелет и силуэт: непривычный женский портрет

Центральный объект персональной выставки Алисы Горшениной «Коробка в форме сердца» во Vladey Space. 2023. Фото: Vladey
Центральный объект персональной выставки Алисы Горшениной «Коробка в форме сердца» во Vladey Space. 2023.
Фото: Vladey
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Представляем подборку автопортретов современных женщин-художниц, но не простых. В этих произведениях не осталось ничего — или почти ничего — от действительного облика их создательниц

Фрида Кало в виде раненого оленя или с разрушенной колонной вместо позвоночника, Тамара Лемпицка за рулем зеленого Bugatti, Зинаида Серебрякова, расчесывающая свои длинные волосы перед зеркалом, — когда речь заходит о женских автопорт­ретах, в памяти всплывает целая вереница знаменитых живописных образов. Между тем в современном искусстве автопортрет может не только не иметь сходства с прототипом, но даже вовсе не напоминать автопортрет. Через деконструкцию собственного облика, превращение себя в нечто неузнаваемое и просто «другое» женщина может прорабатывать личную травму или создавать альтернативу обращенному на нее мужскому взгляду — мотивы различны. Именно на таких завуалированных, трудно считываемых и прежде всего неживописных образах — и на том, что за ними стоит, — хочется сконцентрироваться сегодня, когда вопросы женской идентичности и телесности оказываются под прицелом реакционных сил. А своеобразным камертоном для нашей подборки служат слова, которыми завершается одно из стихо­творений Генриха Сапгира: «На площади поставлен бюст — автопортрет, автофургон, телефон-автомат».

Метаморфозы

Центральный образ в мрачном искусстве Луиз Буржуа (1911–2010) — громадная паучиха, символизирующая материнскую фигуру, одновременно властвующую и защищающую (мать скульптора была ткачихой, восстанавливала гобелены). Скульптурный автопортрет самой Буржуа из покрытой гипсом проволочной сетки (1963–1964) напоминает, скорее, сброшенный пауком или жуком и приколотый к стене экзоскелет со сложенными лапками. Эта амбивалентная форма, изображающая то ли само существо, то ли его оболочку, нечто устрашающее и вместе с тем уязвимое, обнажает клубок телесных и эмоциональных переживаний, которые беспокоят ее автора.

Луиза Буржуа. «Торс, автопортрет».  1963–1964. Фото: MOMA
Луиза Буржуа. «Торс, автопортрет». 1963–1964.
Фото: MOMA

В то время как Буржуа видит себя чем-то вроде экспоната энтомологической коллекции, автопортрет Алины Шапочников (1926–1973) сближен по форме с гербарием (и входит в серию с соответствующим названием). Расплющенный слепок ее тела напоминает цветок, который лежал под прессом тяжелой книги. Судьба художницы трагична. Вторая мировая война застала ее, польку еврейского происхождения, 13-летней, и несколько следующих лет она провела в гетто и нацистских концлагерях. Позднее пережила туберкулез брюшины, а умерла в 46 лет от рака груди. Тягостный опыт определил главную тему ее скульптур: человеческое тело — хрупкое, измученное, бренное. Узнав о раке, Шапочников сделала — еще до «Гербария» — серию «Персонифицированных опухолей», на поверхностях которых проступает ее лицо.

Алина Шапочников. «Автопортрет,  гербарий». 1971. Фото: Hepworth Wakefield
Алина Шапочников. «Автопортрет, гербарий». 1971.
Фото: Hepworth Wakefield

Мать-земля

Земля, вода, огонь, цветы, перья и кровь, много крови — вот ключевые элементы в искусстве американской художницы кубинского происхождения Аны Мендьеты (1948–1985). Но главным элементом было, конечно, ее тело, которое она использовала по-разному. Например, впечатывала в землю или в песок на побережье. Эти «контррельефы» наполнялись водой и отражали небо. «Силуэты» Мендьеты с руками, то воздетыми, как у богини, то опущенными вдоль тела, как у мумии, по-настоящему автопортретны и автобиографичны, ведь через них художница переживала травму разрыва с родиной (подростком ей пришлось эмигрировать с Кубы в США, поскольку ее отец присоединился к антикастровскому подполью). Эссенциалистскую связь между женским началом и природой, матерью-землей, она противопоставляла «мужественности» колониализма, борьбе мужчин за территории.

Ана Мендьета. Без названия. Из серии «Силуэты». 1976. Фото: The Estate of Ana Mendieta Collection, LLC/Courtesy Galerie Lelong, New York.
Ана Мендьета. Без названия. Из серии «Силуэты». 1976.
Фото: The Estate of Ana Mendieta Collection, LLC/Courtesy Galerie Lelong, New York.

Художница Ульяна Подкорытова (р. 1984), обращаясь к фольклорным сказаниям, творит собственные мифы, порой примеряя на себя хтонические и магические личины. В фильме «Тамотка» (2021) она — богатырша, которая стоит на берегу отравленного моря в непрочной природной броне из лемеха и осознает, что обречена на поражение в борьбе с цивилизацией и глобализацией. А на недавней выставке «Здесь дороги просто нет!» (2023) в галерее XL художница выступила от лица самой матери-природы. Гигантская голова с многометровыми косами недовольно сверлила взглядом посетителей, будто бы осмелившихся въехать на лесную полянку на зеленом «Москвиче». Скрыться от этого взгляда было негде — как негде скрыться от последствий того урона, какой человечество нанесло природе.

Выставка Ульяны Подкорытовой. «Здесь дороги просто нет!» в галерее XL. 2023. Фото: Лена Авдеева
Выставка Ульяны Подкорытовой. «Здесь дороги просто нет!» в галерее XL. 2023.
Фото: Лена Авдеева

Территория тела

Знаменитый клип рок-группы Lit, в котором музыканты карабкаются по изгибам тела исполинской Памелы Андерсон, как если бы это была холмистая долина, вполне отражает ту женскую роль, которая долгое время превалировала и в искусстве, — роль музы и натурщицы, прекрасной и соблазнительной. Когда в конце 1960-х — 1970-х годах начало набирать обороты феминистское искусство, на стереотипное, сексистское изображение женщины был наложен своего рода мораторий. Художницы стремились деформировать, деконструировать и в конечном счете деэротизировать женское тело, что нашло отражение и в жанре автопортрета. Выразительный пример — раскрашенная вручную фотогравюра Кики Смит (р. 1954) «Мое голубое озеро» (1995).

Кики Смит. «Мое голубое озеро». 1995. Фото: National Gallery of Art
Кики Смит. «Мое голубое озеро». 1995.
Фото: National Gallery of Art

Озером, обрамленным сушей-прической, стала сама художница. Она сфотографировалась, используя крутящийся стол и камеру для геологических исследований. В результате получилась плоская развертка ее лица, плеч, волос — с неизбежными искажениями, характерными для картографических проекций. География лица Кики Смит деформирована так же, как и очертания континентов на карте мира, которые ближе к ее краям кажутся значительно больше, чем должны быть.

Наизнанку

Чашка, блюдце и ложечка, обшитые мехом антилопы, составляют, без сомнения, самый известный сюрреалистический объект за авторством женщины. Его создательница Мерет Оппенгейм (1913–1985), впрочем, не хотела, чтобы ее искусство рассматривали в границах сюрреализма или, позднее, женского движения. «Разум андрогинен», — настаивала она. Визуальным выражением этой мысли предстает ее автопортрет 1964 года, созданный на основе рентгеновского снимка. Если бы не крупные серьги, цепочка и кольца, у зрителя совсем не осталось бы зацепок относительно того, чью проекцию он видит.

Мерет Оппенгейм. «Автопортрет (рентген черепа М. О.)». 1964. Фото: Christie's
Мерет Оппенгейм. «Автопортрет (рентген черепа М. О.)». 1964.
Фото: Christie's

Рентгеновские и УЗИ-снимки, а также макро­изображения ладони и кровеносных сосудов мимикрируют под мраморные и гранитные поверхности в автобиографической работе Анастасии Литвиновой (р. 1988), посвященной переездам художницы из города в город. «Гамбит» (2019) представляет собой гигантскую шахматную доску, сложенную из фрагментов демонтированной облицовки жилых и промышленных зданий, подъездов, автобусных остановок. Вкрапление в произведение элементов собственного тела художницы превращает его в экзистенциальный автопортрет, созвучный строке из трехстишия шведского поэта Тумаса Транстрёмера: «Я — шахматный этюд».

Анастасия Литвиновой. «Гамбит». 2019. Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Анастасия Литвиновой. «Гамбит». 2019.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Алиса Горшенина (р. 1994) тоже обнажает перед зрителем свое нутро со всеми чувствами и тревогами. Ее выставленное напоказ сердце сшито из тонкого капрона, на котором легко остаются раны-зацепки, а в стороны от него расходятся набухшие, набитые синтепоном артерии. Все, что создает художница, — от масок до образа женщины-древа — имеет черты автопортрета, и потому свой метод она называет «самоискусствлением».

Центральный объект персональной выставки Алисы Горшениной «Коробка в форме сердца» во Vladey Space. 2023. Фото: Vladey
Центральный объект персональной выставки Алисы Горшениной «Коробка в форме сердца» во Vladey Space. 2023.
Фото: Vladey

Опредмечивание личного

Для фотографии или выхода в свет можно прихорошиться, натянуть светскую маску. Так что честнее всего о человеке расскажет то, что не предназначено для посторонних глаз. Пример тому — не­убранная кровать главной «плохой девчонки» совр­иска Трейси Эмин (р. 1963) с разбросанными рядом смятыми салфетками, пустыми бутылками из-под водки и окурками; кровать, из которой она не выбиралась несколько дней, переживая депрессию и запой, а затем выставила как арт-объект в Галерее Тейт. Спустя годы после того, как «Кровать» (1998) была впервые показана публике, Эмин сказала: «В 1990-х это все сводилось к шоковому фактору, но теперь я надеюсь, что люди воспримут ее как портрет молодой женщины». Более поздняя ее работа — «Ванна», продемонстрированная на выставке «Когда я думаю о сексе…» в лондонской галерее White Cube в 2005 году, сразу была заявлена как автопортрет. Этот объект не настолько прямолинеен: ванна наполнена бамбуковыми опорами для сада, мотком колючей проволоки и куском неоновой трубки, что, впрочем, наводит на размышления насчет само­ощущения Эмин и ее сексуального, вероятно ауто­эротического, опыта.

Трейси Эмин. «Автопортрет (Ванна)». 2005. Фото: Rizzoli International Publications
Трейси Эмин. «Автопортрет (Ванна)». 2005.
Фото: Rizzoli International Publications

Опосредованные через предметы образы себя встречаются и у других художниц. Среди них — Луиза Невельсон (1899–1988), пионерка искусства ассамбляжа, чье имя носит одна из площадей в Нью-Йорке. Выкрашенная в черный цвет конструкция из 24 ящиков, заполненных найденными на улице предметами из дерева и сложенных в виде стеллажа, — это и есть «Автопортрет: тихая музыка IV» (1964). А Юки Кацура (1913–1991), на протяжении всей жизни шедшая в авангарде японского искусства, представила себя в виде абстрактного чучела, обитого красным шелком — тканью, традиционно используемой для внутренней части женских кимоно.

Лицом к лицу

В своих «классических» фотопортретах 1970–1980-х годов звезда этого жанра Синди Шерман (р. 1954) перевоплощалась в стереотипных нуаровых киногероинь: домохозяек, библиотекарш, роковых соблазнительниц. Это даже нельзя назвать примеркой чужих идентичностей — настолько выхолощены прототипы. Новая серия 70-летней Шерман состоит из цифровых коллажей, в которых ее лицо пересобрано в неузнаваемые гримасы, навевающие ассоциации с чудовищем Франкенштейна и кубистическими портретами Пабло Пикассо. «Во время фотосъемки я пытаюсь дойти до той точки, где практически не узнаю себя», — говорит она. И действительно, автопортреты Шерман — это, скорее, антиавтопортреты, полное камуфлирование своего «я».

Синди Шерман. «Без названия #661». 2023. Фото: Hauser & Wirth
Синди Шерман. «Без названия #661». 2023.
Фото: Hauser & Wirth

Обратный пример — пример узнавания себя в другом — серия Мики Плутицкой (р. 1983) «Девочка, с которой ничего не случится» (2020–2021). Художница рисовала вовсе не себя, а Алису Селезневу — героиню фильма «Гостья из будущего» (1984). «Когда у меня было уже около 40 рисунков, я случайно нашла фото на свой первый загранпаспорт, выданный в 1996 году для поездки в Швецию, — пишет она. — На фото мне столько же лет, сколько Алисе в фильме, и я с такой же, как у нее, прической. После этой находки серия стала неожиданно более личной, чем я изначально предполагала, — парадоксальным групповым автопортретом».

Границы между «я» и «не-я» подчеркнуто размыты в интернет-вселенной, где каждый может скрыться за сколь угодно абстрактным аватаром. Олеся Лавриненко (р. 1991) перенесла свой образ в цифру, создав автопортрет с открытым кодом. В ходе «алгоритмических перформансов» она, сидя перед веб-камерой, в режиме реального времени вводила команды, искажающие изображение и делающие ее онлайн-образ еще более неуловимым.

Олеся Лавриненко. Кадр из алгоритмического перформанса Darkside of the Moon. 2020. Фото: Олеся Лавриненко
Олеся Лавриненко. Кадр из алгоритмического перформанса Darkside of the Moon. 2020.
Фото: Олеся Лавриненко

Взгляд вовне

Скульптор Марисоль (1930–2016) показала, что автопортрет может демонстрировать не только взгляд художника на себя, но и его взгляд вовне. Вращаясь в поп-артистском кругу (Марисоль дружила с Энди Уорхолом) и питая интерес к искусству Возрождения, она изваяла себя в 1982–1984 годах смотрящей на одну из самых растиражированных ренессансных работ — «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Знаменитая роспись спустилась со стены и стала трехмерной: высеченный из камня Христос восседает за столом в окружении апостолов, собранных из фрагментов раскрашенного дерева и фанеры.

Марисоль. «Автопортрет (глядя на «Тайную вечерю»)». 1982–1984. Фото: The MET
Марисоль. «Автопортрет (глядя на «Тайную вечерю»)». 1982–1984.
Фото: The MET

Художница с ее венесуэльскими корнями уподобила себя деревянному истукану доколумбовых времен — она стоит чуть поодаль, рассматривая «Тайную вечерю». А может, перед ней воскресло не просто произведение искусства, пусть и великое из великих, а сама новозаветная сцена? Как бы то ни было, для зрителя все элементы скульптурного ансамбля оказываются уравнены в едином постмодернистском измерении. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+