18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Почему авангард больше суммы индивидуальных прорывов

Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Вышел сборник текстов известного исследователя искусства ХХ века Андрея Сарабьянова. Эти статьи писались в разное время и по разным поводам — теперь же они подчинены единому сценарию. И речь идет не только об авангарде, как и обещано в заглавии книги

Поток литературы, посвященной феномену русского авангарда, не иссякает десятилетиями. Сказано многое и многими — в самых разных форматах, жанрах, тональностях. И с разной степенью достоверности, добавим. Хотя бы поэтому стоит обращать особое внимание на публикации, авторами которых выступают признанные специалисты. Как минимум они не оперируют домыслами, не культивируют конспирологических теорий и честно отделяют гипотезы от неопровержимых фактов. А если присутствует еще и писательский дар, то такое чтение способно увлечь сильнее, чем любое фэнтези на означенную тему.

Андрей Сарабьянов. «Русский авангард. И не только». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил. (История и наука Рунета. Лекции).
Андрей Сарабьянов. «Русский авангард. И не только». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил. (История и наука Рунета. Лекции).

Все это в полной мере относится к книге известного московского искусствоведа Андрея Сарабьянова «Русский авангард. И не только». Собрав воедино и частично переработав ряд своих статей, публиковавшихся в разные годы в разных изданиях, он предлагает корпус текстов, которые подчинены определенному сценарию. Речь не о сквозном хронологическом повествовании (хотя именно с краткого исторического обзора под названием «Пути и распутья русского авангарда» начинается эта книга) и не о теоретическом осмыслении наследия (между тем осмысление все же присутствует). Андрей Сарабьянов не в последнюю очередь исследователь, и для него существенны добытые факты. «Меня интересует прежде всего событийная сторона историко-художественных явлений, — пишет он в предисловии. — Мне важнее „как и когда“, а уже потом „почему и зачем“».

Первые два раздела книги посвящены истории описываемого явления, которая подана в двух ракурсах — тематическом и персонифицированном, то есть с акцентом на роль отдельных личностей. Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев. «В результате этих разысканий, начатых еще в конце 80-х годов прошлого века, в музейную сферу вернулось более двух сотен картин, графических листов и даже несколько скульптур», — констатирует Сарабьянов.

Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев. Фото: Издательство АСТ
Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев.
Фото: Издательство АСТ

Что касается интригующей приписки «и не только» в заглавии книги, то за ней скрывается ряд очерков, объединенных в главу «Друзья». Тут, впрочем, без авангарда все равно не обходится: среди героев, знакомство с которыми для автора было ценно и значимо, художница Алиса Порет и коллега-искусствовед Василий Ракитин.

В этом, кстати, одна из особенностей книги: сюжеты столетней давности то и дело просачиваются во времена более поздние, вплоть до наших дней. Такие сдвиги происходят словно сами собой, на основе исходного материала. Поэтому первый раздел сборника венчает статья «Авангард и шестидесятники», во втором возникают фигуры Николая Харджиева и Георгия Костаки — коллекционеров, исследователей, популяризаторов, а уж глава про поиски в музеях насыщена реалиями последних десятилетий более чем основательно. Тут же, к слову, располагается и иллюстративный эпицентр книги: автору хочется не просто рассказать про свои находки, но и показать как можно больше.

Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)».
Фото: Государственный Русский музей

Буквально все деятели авангарда в той или иной мере отрицали значимость индивидуализма для искусства будущего. И в итоге сами образовали сообщество, в котором что ни художник, то ярчайшая индивидуальность. Андрей Сарабьянов не столько дает их биографические портреты, сколько выявляет и формулирует роли: кто, чем и почему оказался важен для «левого искусства». С этой целью автором книги использовано слово «прорыв». Читатель имеет возможность разобраться, в чем отличие, например, «прорыва Владимира Татлина» от «прорыва Ивана Клюна». И в силу чего авангардное движение все-таки не распадается на отдельные молекулы при взгляде из современности.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+