18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему авангард больше суммы индивидуальных прорывов

Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Вышел сборник текстов известного исследователя искусства ХХ века Андрея Сарабьянова. Эти статьи писались в разное время и по разным поводам — теперь же они подчинены единому сценарию. И речь идет не только об авангарде, как и обещано в заглавии книги

Поток литературы, посвященной феномену русского авангарда, не иссякает десятилетиями. Сказано многое и многими — в самых разных форматах, жанрах, тональностях. И с разной степенью достоверности, добавим. Хотя бы поэтому стоит обращать особое внимание на публикации, авторами которых выступают признанные специалисты. Как минимум они не оперируют домыслами, не культивируют конспирологических теорий и честно отделяют гипотезы от неопровержимых фактов. А если присутствует еще и писательский дар, то такое чтение способно увлечь сильнее, чем любое фэнтези на означенную тему.

Андрей Сарабьянов. «Русский авангард. И не только». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил. (История и наука Рунета. Лекции).
Андрей Сарабьянов. «Русский авангард. И не только». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил. (История и наука Рунета. Лекции).

Все это в полной мере относится к книге известного московского искусствоведа Андрея Сарабьянова «Русский авангард. И не только». Собрав воедино и частично переработав ряд своих статей, публиковавшихся в разные годы в разных изданиях, он предлагает корпус текстов, которые подчинены определенному сценарию. Речь не о сквозном хронологическом повествовании (хотя именно с краткого исторического обзора под названием «Пути и распутья русского авангарда» начинается эта книга) и не о теоретическом осмыслении наследия (между тем осмысление все же присутствует). Андрей Сарабьянов не в последнюю очередь исследователь, и для него существенны добытые факты. «Меня интересует прежде всего событийная сторона историко-художественных явлений, — пишет он в предисловии. — Мне важнее „как и когда“, а уже потом „почему и зачем“».

Первые два раздела книги посвящены истории описываемого явления, которая подана в двух ракурсах — тематическом и персонифицированном, то есть с акцентом на роль отдельных личностей. Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев. «В результате этих разысканий, начатых еще в конце 80-х годов прошлого века, в музейную сферу вернулось более двух сотен картин, графических листов и даже несколько скульптур», — констатирует Сарабьянов.

Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев. Фото: Издательство АСТ
Третий раздел — «Возвращенный авангард» — особенно дорог автору, поскольку здесь помещен рассказ о его многолетних поисках в запасниках провинциальных музеев.
Фото: Издательство АСТ

Что касается интригующей приписки «и не только» в заглавии книги, то за ней скрывается ряд очерков, объединенных в главу «Друзья». Тут, впрочем, без авангарда все равно не обходится: среди героев, знакомство с которыми для автора было ценно и значимо, художница Алиса Порет и коллега-искусствовед Василий Ракитин.

В этом, кстати, одна из особенностей книги: сюжеты столетней давности то и дело просачиваются во времена более поздние, вплоть до наших дней. Такие сдвиги происходят словно сами собой, на основе исходного материала. Поэтому первый раздел сборника венчает статья «Авангард и шестидесятники», во втором возникают фигуры Николая Харджиева и Георгия Костаки — коллекционеров, исследователей, популяризаторов, а уж глава про поиски в музеях насыщена реалиями последних десятилетий более чем основательно. Тут же, к слову, располагается и иллюстративный эпицентр книги: автору хочется не просто рассказать про свои находки, но и показать как можно больше.

Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)». Фото: Государственный Русский музей
Ольга Розанова. «Цветопись. (Беспредметная композиция)».
Фото: Государственный Русский музей

Буквально все деятели авангарда в той или иной мере отрицали значимость индивидуализма для искусства будущего. И в итоге сами образовали сообщество, в котором что ни художник, то ярчайшая индивидуальность. Андрей Сарабьянов не столько дает их биографические портреты, сколько выявляет и формулирует роли: кто, чем и почему оказался важен для «левого искусства». С этой целью автором книги использовано слово «прорыв». Читатель имеет возможность разобраться, в чем отличие, например, «прорыва Владимира Татлина» от «прорыва Ивана Клюна». И в силу чего авангардное движение все-таки не распадается на отдельные молекулы при взгляде из современности.  

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+