Документальный фильм The Zaks Affair: Anatomy of a Fake Collection, подготовленный редакцией BBC News Russian, вышел в эфир 11 марта и доступен на YouTube. Лента посвящена изучению коллекции происходящего из СССР предпринимателя Леонида Закса, которая, по заявлению владельца, формировалась в период с 1920-х по 1950-е годы и состоит из произведений таких мастеров авангарда, как Наталия Гончарова, Иван Клюн, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Илья Чашник, Александра Экстер и прочие. На протяжении последних 20 лет множество работ из этой коллекции были проданы в музеи и частные собрания по всему миру.
При этом со временем начали возникать подозрения в подлинности данных произведений. С помощью экспертов, искусствоведов, арт-детективов сотрудники редакции BBC во главе с журналистом Григором Атанесяном попробовали докопаться до истины в истории этой загадочной коллекции и ее владельцев. Фильм выпущен на русском и английском языках с субтитрами.
История коллекции известна лишь со слов ее владельца, Леонида Исааковича Закса, который рассказывал в интервью, что сам коллекционером не является, собрание унаследовал в готовом виде от родственников. Собирателем был дед, коммерсант Залман Закс, проживавший в 1920-е годы в Екатеринославе (современный Днепр). Его дочь Анна, тетка Леонида, пополняла коллекцию во второй половине ХХ века, разыскивая работы авангардистов в маленьких белорусских городах. Дядя Моисей, после Второй мировой войны оказавшийся американским бизнесменом, приехал в Москву в 1956 году, приобрел там еще группу произведений и «абсолютно легально» вывез собрание из Советского Союза в Европу. Сам Леонид вступил во владение в 1990-е годы, после эмиграции.
Коллекция Закса, по его рассказам в 2010-х годах, насчитывает около 200 картин и хранится в Германии, Израиле, США и Швейцарии. Среди людей, сотрудничавших с Заксом при продвижении его коллекции на западном арт-рынке, такие хорошо известные в определенной среде эксперты по русскому искусству, как Александр Арзамасцев и Жан Шовлен.
Выставки русского авангарда из собрания Леонида Закса проходили в Белоруссии в конце 2000-х — начале 2010-х годов. Ряд работ он преподнес своей бывшей родине в подарок. Подозрения в подлинности коллекции Закса зазвучали в прессе еще в конце 2000-х. И вот наконец BBC выпустила фильм, в котором журналисты попробовали разобраться в этом деле и сформулировать некие принципы расследования историй подобных коллекций с весьма неоднозначным провенансом.
Главные рассказчики в фильме — авторитетные специалисты по русскому авангарду и подделкам Константин Акинша, Джеймс Баттервик и Андрей Васильев. Также в съемках приняли участие специалисты по русскому авангарду Татьяна Горячева и Мария Тимина.
«Проблема не только в том, что подделки русского авангарда продаются за миллионы долларов, а в том, что эти подделки появляются на стенах музеев, включаются в выставки, появляются на страницах книг», — говорит Васильев.
Андрей Васильев, известный разоблачением «картины Малевича», оказавшейся работой его ученицы Марии Джагуповой, рассказывает, что это разбудило его азарт и он начал собирать материалы по коллекции Закса.
Главным предметом расследования стали картины Эль Лисицкого и Любови Поповой, унаследованные швейцаркой Беатрис Гимпел. После смерти ее отца, собиравшего искусство, оказалось, что его коллекция не так ценна, как представлялось. Обе картины были приобретены через швейцарскую галеристку Сюзан Орландо, которая, как заметил Акинша, «давно привлекала внимание». Научная экспертиза, проведенная компанией Art Discovery в Лондоне, доказала, что оба полотна поддельные.
Эксперты разобрали провенанс коллекции Закса — истории его родственников, «собиравших картины». Васильев написал запросы в белорусские райцентры, где будто бы работала тетка Закса, однако оказалось, что ни в каких архивах она не зафиксирована. Другая часть легенды — американский дядюшка, якобы въезжавший в СССР в 1950-е. Российский МИД на запросы ответил, что никакой Моисей Закс границу СССР не пересекал. Документов, подтверждающих вывоз им двух контейнеров картин, также не обнаружено. Письмо из Национального музея истории и культуры Белоруссии 1980-х годов, подтверждающее провенанс, оказалось подложным.
«Мы проверили весь провенанс коллекции Закса, и каждый элемент провенанса не подтверждается ничем. Скорее, мы способны его опровергнуть. Перед нами классический провенансный миф», — подытоживает Акинша. К сожалению, юридически ничего сделать невозможно: срок давности прошел, говорят юристы.
Журналисты нашли три картины из собрания Закса, проданные в крупные музеи. Художественный музей Кливленда владеет «Пейзажем с домами и деревьями» Александры Экстер. На запрос журналистов в музее ответили, что проведут свое расследование. Миннеаполисский институт искусств владеет «Часовщиком» Ивана Клюна. После запроса BBC за время съемки фильма авторство Клюна было отведено, описание на сайте изменено. В венской Альбертине находится «Генуя» Александры Экстер. Сотрудники музея ответили на запрос, что картина будет исследована (к настоящему времени она исчезла из онлайн-коллекции).
Отдельно в фильме рассказывается о сертификатах подлинности и экспертизах, сопровождавших продажу предметов из коллекции Леонида Закса галереей Orlando в Цюрихе. Они связаны с Патрицией Рейлинг и основанной ею компанией InCoRM, имеющей своеобразную репутацию на рынке русского авангарда. Также журналисты связались с Татьяной Котович, белорусским искусствоведом, на публикации которой Закс ссылался при перепродажах. Она твердо отрицает, что говорила о подлинности вещей: «Я не знаю, каким образом мне доказать мою нравственную непогрешимость».
Григор Атанесян сумел поговорить по телефону с Леонидом Заксом, предположительно проживающим в Израиле. Тот решительно опроверг обвинения в подделке. Об оставшейся у него на руках части коллекции он выразился так: «Большая часть картин лежит мертвым грузом. Давайте не будем углубляться где. На европейском складе». Узнав от Атанесяна, что покойный Гимпел заплатил за каждую из картин по 400 тыс. швейцарских франков, Закс удивился размеру суммы. (Отметим, что с сотрудниками галереи Orlando журналисты не связались, хотя их точки зрения явно не хватает.)
На обвинения в подложном провенансе Закс ответил, что вся эта история известна ему со слов матери, а архивисты и эксперты ошибаются. «Кому я должен верить: неизвестным мне людям или собственной маме?» — сказал Закс.