18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фильм о русском авангарде «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции» вышел на BBC

Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции». Фото: BBC
Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции».
Фото: BBC

В результате журналистского расследования несколько зарубежных музеев изучают работы Александры Экстер и Ивана Клюна на предмет их подлинности

Документальный фильм The Zaks Affair: Anatomy of a Fake Collection, подготовленный редакцией BBC News Russian, вышел в эфир 11 марта и доступен на YouTube. Лента посвящена изучению коллекции происходящего из СССР предпринимателя Леонида Закса, которая, по заявлению владельца, формировалась в период с 1920-х по 1950-е годы и состоит из произведений таких мастеров авангарда, как Наталия Гончарова, Иван Клюн, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Илья Чашник, Александра Экстер и прочие. На протяжении последних 20 лет множество работ из этой коллекции были проданы в музеи и частные собрания по всему миру.

Александра Экстер.  «Пейзаж с домами и деревьями». Художественный музей Кливленда. Картина из собрания Леонида Закса. Фото: BBC
Александра Экстер. «Пейзаж с домами и деревьями». Художественный музей Кливленда. Картина из собрания Леонида Закса.
Фото: BBC

При этом со временем начали возникать подозрения в подлинности данных произведений. С помощью экспертов, искусствоведов, арт-детективов сотрудники редакции BBC во главе с журналистом Григором Атанесяном попробовали докопаться до истины в истории этой загадочной коллекции и ее владельцев. Фильм выпущен на русском и английском языках с субтитрами.

Что было известно о коллекции Закса

История коллекции известна лишь со слов ее владельца, Леонида Исааковича Закса, который рассказывал в интервью, что сам коллекционером не является, собрание унаследовал в готовом виде от родственников. Собирателем был дед, коммерсант Залман Закс, проживавший в 1920-е годы в Екатеринославе (современный Днепр). Его дочь Анна, тетка Леонида, пополняла коллекцию во второй половине ХХ века, разыскивая работы авангардистов в маленьких белорусских городах. Дядя Моисей, после Второй мировой войны оказавшийся американским бизнесменом, приехал в Москву в 1956 году, приобрел там еще группу произведений и «абсолютно легально» вывез собрание из Советского Союза в Европу. Сам Леонид вступил во владение в 1990-е годы, после эмиграции.

Коллекция Закса, по его рассказам в 2010-х годах, насчитывает около 200 картин и хранится в Германии, Израиле, США и Швейцарии. Среди людей, сотрудничавших с Заксом при продвижении его коллекции на западном арт-рынке, такие хорошо известные в определенной среде эксперты по русскому искусству, как Александр Арзамасцев и Жан Шовлен.

Иван Клюн (атт.).  «Часовщик». Миннеаполисский институт искусств. Картина из собрания Леонида Закса. Фото: BBC
Иван Клюн (атт.). «Часовщик». Миннеаполисский институт искусств. Картина из собрания Леонида Закса.
Фото: BBC

Выставки русского авангарда из собрания Леонида Закса проходили в Белоруссии в конце 2000-х — начале 2010-х годов. Ряд работ он преподнес своей бывшей родине в подарок. Подозрения в подлинности коллекции Закса зазвучали в прессе еще в конце 2000-х. И вот наконец BBC выпустила фильм, в котором журналисты попробовали разобраться в этом деле и сформулировать некие принципы расследования историй подобных коллекций с весьма неоднозначным провенансом.

Что мы узнали из фильма

Главные рассказчики в фильме — авторитетные специалисты по русскому авангарду и подделкам Константин Акинша, Джеймс Баттервик и Андрей Васильев. Также в съемках приняли участие специалисты по русскому авангарду Татьяна Горячева и Мария Тимина.

«Проблема не только в том, что подделки русского авангарда продаются за миллионы долларов, а в том, что эти подделки появляются на стенах музеев, включаются в выставки, появляются на страницах книг», — говорит Васильев.

Андрей Васильев, известный разоблачением «картины Малевича», оказавшейся работой его ученицы Марии Джагуповой, рассказывает, что это разбудило его азарт и он начал собирать материалы по коллекции Закса.

Работа Эль Лисицкого из собрания Леонида Закса, ныне в собственности Беатрис Гимпел. Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции». Фото: BBC
Работа Эль Лисицкого из собрания Леонида Закса, ныне в собственности Беатрис Гимпел. Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции».
Фото: BBC

Главным предметом расследования стали картины Эль Лисицкого и Любови Поповой, унаследованные швейцаркой Беатрис Гимпел. После смерти ее отца, собиравшего искусство, оказалось, что его коллекция не так ценна, как представлялось. Обе картины были приобретены через швейцарскую галеристку Сюзан Орландо, которая, как заметил Акинша, «давно привлекала внимание». Научная экспертиза, проведенная компанией Art Discovery в Лондоне, доказала, что оба полотна поддельные.

Эксперты разобрали провенанс коллекции Закса — истории его родственников, «собиравших картины». Васильев написал запросы в белорусские райцентры, где будто бы работала тетка Закса, однако оказалось, что ни в каких архивах она не зафиксирована. Другая часть легенды — американский дядюшка, якобы въезжавший в СССР в 1950-е. Российский МИД на запросы ответил, что никакой Моисей Закс границу СССР не пересекал. Документов, подтверждающих вывоз им двух контейнеров картин, также не обнаружено. Письмо из Национального музея истории и культуры Белоруссии 1980-х годов, подтверждающее провенанс, оказалось подложным.

«Мы проверили весь провенанс коллекции Закса, и каждый элемент провенанса не подтверждается ничем. Скорее, мы способны его опровергнуть. Перед нами классический провенансный миф», — подытоживает Акинша. К сожалению, юридически ничего сделать невозможно: срок давности прошел, говорят юристы.

Александра Экстер. «Генуя». Альбертина (Вена). Картина из собрания Леонида Закса. Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции». Фото: BBC
Александра Экстер. «Генуя». Альбертина (Вена). Картина из собрания Леонида Закса. Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции».
Фото: BBC

Журналисты нашли три картины из собрания Закса, проданные в крупные музеи. Художественный музей Кливленда владеет «Пейзажем с домами и деревьями» Александры Экстер. На запрос журналистов в музее ответили, что проведут свое расследование. Миннеаполисский институт искусств владеет «Часовщиком» Ивана Клюна. После запроса BBC за время съемки фильма авторство Клюна было отведено, описание на сайте изменено. В венской Альбертине находится «Генуя» Александры Экстер. Сотрудники музея ответили на запрос, что картина будет исследована (к настоящему времени она исчезла из онлайн-коллекции).

Отдельно в фильме рассказывается о сертификатах подлинности и экспертизах, сопровождавших продажу предметов из коллекции Леонида Закса галереей Orlando в Цюрихе. Они связаны с Патрицией Рейлинг и основанной ею компанией InCoRM, имеющей своеобразную репутацию на рынке русского авангарда. Также журналисты связались с Татьяной Котович, белорусским искусствоведом, на публикации которой Закс ссылался при перепродажах. Она твердо отрицает, что говорила о подлинности вещей: «Я не знаю, каким образом мне доказать мою нравственную непогрешимость».

Скриншот сайта Миннеаполисского института искусств. Фото: BBC
Скриншот сайта Миннеаполисского института искусств.
Фото: BBC

Григор Атанесян сумел поговорить по телефону с Леонидом Заксом, предположительно проживающим в Израиле. Тот решительно опроверг обвинения в подделке. Об оставшейся у него на руках части коллекции он выразился так: «Большая часть картин лежит мертвым грузом. Давайте не будем углубляться где. На европейском складе». Узнав от Атанесяна, что покойный Гимпел заплатил за каждую из картин по 400 тыс. швейцарских франков, Закс удивился размеру суммы. (Отметим, что с сотрудниками галереи Orlando журналисты не связались, хотя их точки зрения явно не хватает.)

На обвинения в подложном провенансе Закс ответил, что вся эта история известна ему со слов матери, а архивисты и эксперты ошибаются. «Кому я должен верить: неизвестным мне людям или собственной маме?» — сказал Закс.

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
5
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
6
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+