В истории итальянского дизайна не так много имен, которые при одном упоминании мгновенно вызывают яркие визуальные ассоциации. В этой плеяде творцов ярко сияет звезда Пьеро Форназетти, прославленного декоратора, талантливого художника и основателя уникального интерьерного бренда, покорившего весь мир.
Пьеро, сын зажиточного фабриканта, мечтавший стать художником, в 17 лет поступил в Академию изящных искусств Брера, но быстро заскучал. В итоге его отчислили за неуспеваемость, о чем он не сильно сожалел. Это позволило ему стать подмастерьем у «отца итальянского дизайна» Джо Понти, который открыл для юноши чувство объема и цельное восприятие предмета. Но у Форназетти было свое видение, которое он стал воплощать в нетривиальных предметах, поначалу не вызывавших теплого отклика у коллег по цеху.
Собственное ателье он открыл в 1940 году неподалеку от дома родителей в предместьях Милана: купил печь для обжига и стал экспериментировать с керамикой. Ему приходилось все делать самому, поскольку изображения для первых изделий были выполнены в технике литографии, и браться за такие сложные заказы другие мастерские просто не решались.
Настоящую славу ателье Fornasetti принесла знаменитая коллекция Tema e Variazioni, которая увидела свет в 1953 году. Она посвящена оперной диве Лине Кавальери, звезде Belle Époque, которую считали «самой красивой женщиной в мире». Увидев ее случайно в журнале, Форназетти был настолько поражен красотой и чистотой линий ее лица, что до конца дней считал Кавальери своей музой. В реальной жизни Пьеро никогда не встречал свою вдохновительницу: она погибла у себя дома в окрестностях Флоренции во время бомбежки в феврале 1944 года.
Ее идеальные пропорции и загадочный взгляд вдохновили художника на создание почти 400 вариаций портрета певицы, который стал главным лейтмотивом дизайна Fornasetti — вот Кавальери в Париже в образе Сальвадора Дали, вот ей на нос села муха, а вот она примеряет горнолыжную шапочку с помпоном или вообще становится солнцем. Все они внимательно, а порой игриво или печально смотрят с изделий богатой предметной вселенной Fornasetti: подушек, тарелок, столиков, комодов и даже шкафов.
Однако в мире Пьеро Форназетти были и другие мотивы: калейдоскоп из рыбок, птиц, тропических лиан и зданий в палладианском стиле украшает обои, ширмы, стулья и сотни других незаурядных вещей. Принты, созданные художником, вторили работам сюрреалистов, к сюжетам которых он иногда обращался. Например, его студенческого друга Джорджо де Кирико. Форназетти удалось адаптировать непростой жанр для повседневных предметов, создав собственное направление в дизайне.
Дело отца продолжает Барнаба Форназетти, которому в наследство досталась не только компания, но и 11 тыс. еще не использованных эскизов художника.
Наследие итальянского сюрреалиста от дизайна находит отражение и в коллекциях других брендов. Так, в сотрудничестве с модным Домом Louis Vuitton появилась богатая коллекция одежды и аксессуаров с архитектурными мотивами, которые так часто встречаются в изделиях Fornasetti. А совместно с Valentino была создана лимитированная серия предметов интерьера, где к фирменному принту с изображением Лины Кавальери дизайнеры добавили фон в стиле милитари и ярко-красный оттенок губной помады оперной дивы.
Московским поклонникам роскошных и немного сумасшедших предметов Fornasetti крайне повезло: теперь мебель и аксессуары прославленного бренда можно найти в фирменном корнере на первом этаже ЦУМа.