18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Негрустный Пьеро

Предметы из коллекции Tema e Variazioni. Фото: Fornasetti
Предметы из коллекции Tema e Variazioni.
Фото: Fornasetti
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Яркие и необычные предметы миланского ателье Fornasetti обзавелись московским адресом

В истории итальянского дизайна не так много имен, которые при одном упоминании мгновенно вызывают яркие визуальные ассоциации. В этой плеяде творцов ярко сияет звезда Пьеро Форназетти, прославленного декоратора, талантливого художника и основателя уникального интерьерного бренда, покорившего весь мир.

Пьеро, сын зажиточного фабриканта, мечтавший стать художником, в 17 лет поступил в Академию изящных искусств Брера, но быстро заскучал. В итоге его отчислили за неуспеваемость, о чем он не сильно сожалел. Это позволило ему стать подмастерьем у «отца итальянского дизайна» Джо Понти, который открыл для юноши чувство объема и цельное восприятие предмета. Но у Форназетти было свое видение, которое он стал воплощать в нетривиальных предметах, поначалу не вызывавших теплого отклика у коллег по цеху.

Собственное ателье он открыл в 1940 году неподалеку от дома родителей в предместьях Милана: купил печь для обжига и стал экспериментировать с керамикой. Ему приходилось все делать самому, поскольку изображения для первых изделий были выполнены в технике литографии, и браться за такие сложные заказы другие мастерские просто не решались.

Предмет из коллекции Tema e Variazioni. Фото: Fornasetti
Предмет из коллекции Tema e Variazioni.
Фото: Fornasetti

Настоящую славу ателье Fornasetti принесла знаменитая коллекция Tema e Variazioni, которая увидела свет в 1953 году. Она посвящена оперной диве Лине Кавальери, звезде Belle Époque, которую считали «самой красивой женщиной в мире». Увидев ее случайно в журнале, Форназетти был настолько поражен красотой и чистотой линий ее лица, что до конца дней считал Кавальери своей музой. В реальной жизни Пьеро никогда не встречал свою вдохновительницу: она погибла у себя дома в окрестностях Флоренции во время бомбежки в феврале 1944 года.

Ее идеальные пропорции и загадочный взгляд вдохновили художника на создание почти 400 вариаций портрета певицы, который стал главным лейтмотивом дизайна Fornasetti — вот Кавальери в Париже в образе Сальвадора Дали, вот ей на нос села муха, а вот она примеряет горнолыжную шапочку с помпоном или вообще становится солнцем. Все они внимательно, а порой игриво или печально смотрят с изделий богатой предметной вселенной Fornasetti: подушек, тарелок, столиков, комодов и даже шкафов.

Предметы из коллекции Tema e Variazioni. Фото: Fornasetti
Предметы из коллекции Tema e Variazioni.
Фото: Fornasetti

Однако в мире Пьеро Форназетти были и другие мотивы: калейдоскоп из рыбок, птиц, тропических лиан и зданий в палладианском стиле украшает обои, ширмы, стулья и сотни других незаурядных вещей. Принты, созданные художником, вторили работам сюрреалистов, к сюжетам которых он иногда обращался. Например, его студенческого друга Джорджо де Кирико. Форназетти удалось адаптировать непростой жанр для повседневных предметов, создав собственное направление в дизайне.

Дело отца продолжает Барнаба Форназетти, которому в наследство досталась не только компания, но и 11 тыс. еще не использованных эскизов художника.

Дело отца продолжает Барнаба Форназетти, которому в наследство досталась не только компания, но и 11 тыс. еще не использованных эскизов художника. Фото: Fornasetti
Дело отца продолжает Барнаба Форназетти, которому в наследство досталась не только компания, но и 11 тыс. еще не использованных эскизов художника.
Фото: Fornasetti

Наследие итальянского сюрреалиста от дизайна находит отражение и в коллекциях других брендов. Так, в сотрудничестве с модным Домом Louis Vuitton появилась богатая коллекция одежды и аксессуаров с архитектурными мотивами, которые так часто встречаются в изделиях Fornasetti. А совместно с Valentino была создана лимитированная серия предметов интерьера, где к фирменному принту с изображением Лины Кавальери дизайнеры добавили фон в стиле милитари и ярко-красный оттенок губной помады оперной дивы.

Предметы из коллекции Tema e Variazioni. Фото: Fornasetti
Предметы из коллекции Tema e Variazioni.
Фото: Fornasetti

Московским поклонникам роскошных и немного сумасшедших предметов Fornasetti крайне повезло: теперь мебель и аксессуары прославленного бренда можно найти в фирменном корнере на первом этаже ЦУМа.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+