Пермь, ул. Крисанова, д. 4
Директор: Наиля Аллахвердиева
За энергичность, стойкость и умение быть в диалоге с публикой и городом
PERMM — институция очень юная по музейным меркам. Я был в сентябре в Перми, у нас была возможность оказаться в новом помещении музея, в бывшем автосалоне Mercedes. Это посещение оставило чувство оптимизма и приятную гордость за коллег. Музей давно путешествует, занимал даже торговый центр, и этот опыт, к сожалению, можно расценивать как очень противоречивый, поскольку у любого музея должен быть свой полноценный дом. Но коллеги смогли работать в условиях, кажущихся не совсем музейными, и на территории предыдущей локации им удавалось сделать важнейшие, знаковые не только для Перми, но и для всей федеральной повестки заявления. Это касается не только выставок, но и всей деятельности музея начиная с паблик-арта, коммуникации со зрителем, с художественным сообществом, с местным сообществом.
В музее очень хорошо работают с современными художниками, активно взаимодействуют с посетителями абсолютно разных возрастов (и с пожилыми, «серебряного» возраста, и с абсолютно юными), у них очень много инклюзивных программ. Музей, конечно, делает в этом плане серьезную работу, выводит жизнь горожан на новый культурный уровень.
Я уверен, что на новом месте, в новом здании, музей станет очень ярким и крутым явлением и для Перми, и для всей России.
Музею, который я возглавляю, исполнилось 130 лет, и 16 лет исполняется PERMM. У нас классика, а PERMM — это музей современного искусства. Это формирует различие во многом, но это и прекрасно. Я, как директор классического музея, постоянно должен помнить о высокой планке, которую заложили предшественники, о наших традициях в том, как найти грамотный баланс в репрезентации, представлении классического искусства разных эпох, нам надо приучать посетителей приходить на выставки современных художников. Я думаю, что у Наили Аллахвердиевой все может быть смелее и решительнее, потому что само пространство музея PERMM говорит про здесь и сейчас.
Заказчик: Департамент капитального ремонта города Москвы
Проектировщик: ГАУ «Московский научно-исследовательский и проектный институт жилищного хозяйства» (МосжилНИИпроект)
Исполнители: ЗАО РСФ «Ремстройсервис», ООО «ГК ЕКС», ООО «И-групп», OOO «К-7», ООО «К-Тех», ООО «МЕКОМ», ООО «СК Форпост»
За бережное отношение к образцу советского архитектурного модернизма, любимому поколениями москвичей
Дворец пионеров — постройка совершенно выдающаяся, пожалуй, одна из лучших вещей в истории советского модернизма, с очень интересным ансамблевым решением. Это памятник, достойный, безусловно, не просто сохранения, но и всяческим образом продолжения его идей. В авторский коллектив, который возглавлял архитектор Виктор Егерев, входили выдающиеся люди. Назову хотя бы Феликса Новикова, не так давно умершего. Мне кажется, что это одна из тех вещей, которые являются свидетельствами эпохи прекрасного оптимизма.
Реставрация Дворца пионеров имеет огромное значение. Это один из немногих примеров бережного отношения к наследию эпохи архитектурного модернизма. Памятников эпохи модернизма еще много: район Черемушки, Кремлевский дворец съездов, Новый Арбат… Но в 99% случаев эти здания не ценятся ни властями, ни жителями. Их пытаются снести, переработать, перестроить. Поэтому теперь, после реставрации Дворца пионеров, есть надежда, что, возможно, нам удастся еще что-то отстоять.
Сейчас Музей архитектуры готовит выставку, посвященную архитектору Владимиру Кубасову, одному из авторов Дворца пионеров. То есть модернизм потихонечку всплывает и получает признание.
М.: Искусство — XXI век, 2023.
За исследование и популяризацию важной части художественного наследия, корнями связанного с Россией, но созданного за ее пределами
Из этой книги мы узнали о русских художниках много драматичного, такого, что они, вероятно, сами о себе никогда даже не подозревали. Некоторые мечтали вернуться на белом коне, как Давид Бурлюк, но были разочарованы холодным приемом. Кто-то жил в своей личной капсуле, как Сергей Коненков, не в силах выйти за ее пределы, а выйдя — обнаружил, что он уже никому не интересен. Кто-то боролся со своими личными проблемами, как Николай Фешин, и в какой-то момент вышел победителем. Художники, описанные в книге, практически все, поглощены борьбой за выживание. И как замечательно, что сейчас их всех назвали по имени. В указателе — сотни имен русских художников, оказавшихся в Америке. Это важнейший момент.
Я бы не назвал это фундаментальное исследование сборником. Скорее, книгой, где находишь много полезной информации, а в текстах явно обнаруживается исследовательский оргазм (авторы настолько поглощены своими героями, что не в силах скрыть восторг от сделанных ими открытий). В книге десять биографий, взятых, скорее, по степени цитирования в профильной литературе, то есть наиболее популярных в публикаторском поле. Но, помимо «именных» глав, я бы оценил достаточно высоко и вступительный текст составителя — Джона Боулта. В нем много обобщающих моментов и упоминаний имен художников, не удостоившихся отдельных, посвященных им, текстов.
Несмотря на название, отсылающее к идентификации художника по географическому принципу, главный посыл книги — в пафосе объединения мастеров искусства, находящихся по ту или иную сторону баррикад. Русский художник, даже если он пересекает границу страны, где он формировался и рос, все равно остается русским. Невзирая на национальность — об этом, кстати, тоже хорошо написано в книге. В этом и его триумф, и трагедия, и с этим надо как-то помириться окончательно. Помню, как Андрей Толстой работал над своей книгой о художественной эмиграции, послужившей образцом для нынешнего тома про «русских американцев». Он старался выявить статус художников, оказавшихся на чужбине в том же «плавильном котле» (выражение Боулта, которое используется в книге неоднократно), но только в Европе, а не в Америке. За редким исключением, наши люди с большими проблемами вписываются в новый для себя формат.
Всему виной, по всей видимости, герметичность развития самого искусства в России, что отражается и на его представителях вне России.
Для меня в книге довольно много интересного. Мне иногда в каталогах аукционных продаж Sotheby’s и Christie’s попадалось имя художника — Луи Лозовик. Он мастер видового эстампа, если точнее — литографии. Всегда поражался техническому совершенству его листов, исполненных в 1920-е и посвященных в основном нью-йоркскому городскому пейзажу. Но вот теперь оказалось, что художник — выходец из Российской империи, что служит дополнительным стимулом, чтобы обратить на него внимание. А все благодаря тексту Джона Боулта — детальному исследованию, где Лозовик нам открывается не только с художественной стороны, но и как персона своего времени, как приверженец небезопасных для той эпохи левых взглядов на развитие американского общества.
Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
22 февраля — 21 мая 2023
Организаторы: Центральный выставочный зал «Манеж», бюро Planet9 и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Авторы концепции: Агния Стерлигова, Анна Ялова
Продюсер: Александр Кармаев
Креативный куратор: Павел Каплевич
Научные консультанты: Светлана Лаврова, Павел Масленников, Татьяна Ногинова, Ольга Федорченко
За то, что сделали искусство балета еще ближе и понятнее широкой аудитории
Анна Ялова делилась со мной идеей выставки еще на этапе раннего замысла, когда ей хотелось поговорить о «нашем всем» — балете — через актуальный художественный язык. В этой выставке соединились интуиция авторов и разные способы рассказать о театральном искусстве не мемориально, но эмоционально. Помимо эффектного дизайна, врезались в память впечатления о физике балета, решения с занавесом и «улицами». А для меня выставка стала еще более трепетной, потому что дала почву для раздумий о том, как можно работать с новым современным балетом «Графит» на Проспекте — открытом пространстве Дома культуры «ГЭС-2», премьера которого состоится 19 апреля.
Эта выставка беспрецедентна по масштабу, по разнообразию тем и по грандиозности самого замысла, который удалось воплотить. Постоянные аншлаги были неминуемы: посетитель любого уровня подготовленности мог обнаружить залежи интереснейших и неизвестных ему фактов или впечатлений. Мне, как балетному критику и танцовщице в прошлом, возможно, были интересны не те разделы, которые стали открытием для публики. Я, например, застряла около видеоэкранов, объясняющих во всех подробностях технологию движения. С помощью серьезных исследований физиков, медиков, специалистов по IT и прочих демонстрировались физиологические усилия артистов во время прыжка, поддержки, вращений, цифры затраченных калорий и напряжения мышц. Это было совершенно потрясающе! В молодости я сама проделывала все эти па-де-ша и фуэте, но никогда не задумывалась, чего это стоит танцующему.
Заставила замереть и витрина, в которой демонстрировались балетные туфли, собранные за полтора века. Вроде бы старинные пуанты мы видели и раньше, и не раз, но тут была представлена эволюция пуанта во всей ошеломляющей наглядности, а вместе с ней и эволюция балетной техники. Какие крошечные балеринские ножки, какие маленькие и мягкие «пятачки» были еще в начале XX века! Совершенно непонятно, как можно танцевать в такой обуви какую-нибудь «Спящую красавицу» или «Раймонду». И как трансформировался пуант в наше время: как разросся этот «пятак», каким огромным и устойчивым стал, как огрубела из-за этого балеринская нога!
Прекрасен огромный раздел, прослеживающий трансформацию эталона балеринских форм и формы классических пачек — «тютю», как называли их в старину. Тут со всей очевидностью понимаешь, что нынешнее «Лебединое озеро» имеет очень мало общего с тем балетом, что поставили Иванов и Петипа. В разные времена разные ноги, разное телосложение, разная форма пачки. Ноги по-другому выглядят, балерины по-другому себя чувствуют — другая амплитуда, другая манера, другой характер движений. Вот такие очень наглядные исторические исследования на меня произвели наибольшее впечатление. По-моему, раньше на балетных выставках не было ничего подобного.
Основатели Центра современного искусства «Винзавод» и Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»
За верность своей роли первооткрывателей в области современного искусства
Для того чтобы открыть новую институцию, достаточно желания, драйва и некоторой доли авантюризма, — чтобы поддерживать ее на протяжении многих лет, развивать, надо действительно любить свое дело, расти вместе с ним профессионально, не жалеть времени и средств на постоянный поиск новых имен и вообще всего нового, не бояться меняться вместе со временем. Все это можно сказать про основателей первого частного Центра современного искусства «Винзавод» Софью и Романа Троценко.
«Винзавод» — уникальное, единственное в своем роде место, объединяющее тех, кто интересуется совриском, тех, кто им занимается профессионально, и собственно художников, творцов современного искусства. Возникшая на месте бывшего пивоваренного завода, эта площадка поддержала мировой тренд на реконструкцию заброшенных промышленных зданий и превращение их в центры современного искусства. Идея сохранить старые названия цехов, приглашение архитектора Александра Бродского для реставрации объекта — все это работало на создание нового модного места, привлекающего не только молодежь, но и всех, кто интересуется искусством.
С момента открытия в 2007 году на площадках «Винзавода» прошло множество ярких и запоминающихся выставок. В 2021-м наш музей (Музей AZ) пришел туда с выставкой номинантов Премии Анатолия Зверева, и практически все говорили мне о легендарной выставке «Верю», которой в 2007-м открывался «Винзавод». Я поставила нелегкую задачу перед нашими кураторами и архитекторами — создать в БВХ, Большом винохранилище, проект, о котором тоже будут долго вспоминать. У нас была непростая ситуация с выставкой номинантов, и я очень благодарна Софье Троценко за возможность показать работы художников — участников премии в таком потрясающем месте.
Вклад Софьи и Романа Троценко в развитие современного искусства трудно переоценить. На протяжении многих лет их деятельность была направлена в первую очередь на поддержку художников. Для них были открыты мастерские — часть общей программы, решающей острую проблему отсутствия свободных пространств для творчества. Проводились благотворительные аукционы в поддержку современного искусства и художников. Существует программа по поддержке выставочных инициатив кураторов и институций. С этого года начинает работу театральная лаборатория для детей — в рамках развития детского направления. Фонд поддержки современного искусства также осуществляет множество инициатив по адресной помощи представителям арт-сообщества.
Генеральный партнер Премии The Art Newspaper Russia — Газпромбанк Private Banking. Газпромбанк Private Banking — это набор современных финансовых решений и нефинансовых привилегий для самых взыскательных клиентов. Меняются времена и условия, но банк неизменно продолжает оказывать финансовые услуги высокого уровня, оставаясь для клиентов центром экспертизы по управлению благосостоянием семьи. На протяжении многих лет состоятельные клиенты банка являются меценатами и играют важную роль в содействии развитию культуры и искусства. Мы разделяем ценности наших клиентов и считаем, что искусство помогает лучше понять историю, оценить культурное наследие и заложить фундамент для будущих поколений. Семейный капитал, как реликвия, передается от отца к сыну. Разумно распорядиться капиталом — долг преемников, а сохранить благосостояние семьи — дело надежного банка. Банка, проверенного временем.
Партнерами Премии выступили ювелирный дом и культурно-просветительский проект POSIÉ, отель Арарат Парк Хаятт Москва и флористическое направление компании BURO ALL DESIGN.