18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Караваджо и другие»: как смотреть и понимать живопись итальянского барокко

Мастер из Хартфорда. «Сова и битые птицы». Около 1605-1606. Фрагмент. Фото: Галерея Боргезе, Рим
Мастер из Хартфорда. «Сова и битые птицы». Около 1605-1606. Фрагмент.
Фото: Галерея Боргезе, Рим
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Об итальянской живописи XVII века рассказывает специалист из числа самых компетентных — искусствовед Виктория Маркова. И не просто рассказывает, а объясняет глубинные принципы и стилистические особенности этого искусства

Новая книга Виктории Марковой, главного научного сотрудника ГМИИ им. А.С.Пушкина и одного из ведущих отечественных специалистов по искусству Италии, рассказывает о живописи XVII века одновременно на примере глобальных проблем и конкретных произведений. Несмотря на многолетнюю активную деятельность Марковой, среди ее книг в основном каталоги выставок плюс, разумеется, научный каталог итальянской живописи ГМИИ, поэтому особенно приятно получить наконец новый теоретический научный труд.

Виктория Маркова. «Караваджо и другие. Проблемы итальянской живописи эпохи барокко». М.: Искусство — XXI век, 2023. 376 с., ил.
Виктория Маркова. «Караваджо и другие. Проблемы итальянской живописи эпохи барокко». М.: Искусство — XXI век, 2023. 376 с., ил.

Заглавием его послужила чуть измененная первая часть названия выставки «Караваджо и последователи: картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ имени А.С.Пушкина», прошедшей в Москве в 2015 году. Из ее же каталога взят третий очерк новой книги — «Караваджо и караваджисты». Фактически издание представляет собой сборник статей разных лет, начиная с 1980-х по сегодняшний день, однако составлено так продуманно, материал так подогнан и переработан, что книга не воспринимается соединением разрозненных текстов, а, наоборот, складывается в цельную логическую картину, значительно расширяющую представления читателя об итальянском искусстве XVII века.

Первый же текст, вступление от автора, представляет собой безусловную научную ценность и доносит до нас уникальную информацию. Фактически это мемуар Виктории Эммануиловны, рассказывающий об изменении восприятия искусства барокко на протяжении ее жизни. Мы узнаем о резко негативном отношении к этому направлению в советскую эпоху в период ее молодости, о том, как исследователям приходилось изворачиваться, чтобы заниматься любимой темой. Затем о постепенных изменениях в восприятии, о том, какой вклад в это внесли МГУ и ГМИИ. Приведены бесценные детали о личном восприятии барокко такими нашими мэтрами, как Виктор Гращенков и Борис Виппер. Последний, например, в бытность заместителем директора Пушкинского музея над головой в своем кабинете повесил брутальнейшую картину «Аполлон и Марсий» Луки Джордано, чем приводил посетителей в трепет. Параллельно Маркова показывает, как изменялось отношение к барокко — и отдельно к Караваджо — в западном искусствознании, очерчивая путь от почти забвения к триумфу наших дней.

Лука Джордано. «Любовь и Пороки обезоруживают. Правосудие». Середина 1660-х. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Лука Джордано. «Любовь и Пороки обезоруживают. Правосудие». Середина 1660-х.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Основной корпус книги делится на две части. Первая состоит из больших обзорных очерков — о Караваджо, Карраччи, караваджистах и Гверчино. Это, по сути, искусствоведческие исследования об их сопоставлении между собой, отношении к античной и ренессансной традиции, эволюции, месте на римском арт-рынке. Здесь же две статьи — «Мастер и мастерская» и «О „двух манерах“ художника барокко», прочесть которые необходимо всем, кто пытается по-настоящему понять загадки искусства барокко. В первом очерке подробно рассказывается о многолюдных «конвейерах», в которые превратились мастерские живописцев с громкими именами. Мы понимаем, насколько на широкую ногу была поставлена традиция, о которой хорошо известно со времен Тициана и которая сегодня создает столь большие проблемы искусствоведам, пытающимся отделить творчество мастера от работ его подмастерьев — идеальных копий. И видим, насколько распространенной практикой это было и как воспринималось обществом — покупателями произведений.

В очерке «О „двух манерах“…» затрагивается менее известный вопрос. Оказывается, многие из живописцев того времени, как отмечали их современники, имели два стиля письма. Манера менялась в зависимости от того, кому предназначалось произведение. Для заказчика «понимающего» художник писал «с легкостью и мастерством», а для людей с менее развитым вкусом создавал более отделанные картины. Маркова показывает, что, когда эксперт пытается установить хронологию работ мастера лишь на основе развития его стиля, не учитывая концепцию «двух манер», которые могли существовать параллельно, это приводит к ошибкам.

Паоло Порпора. «Натюрморт с грибами». Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Паоло Порпора. «Натюрморт с грибами».
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Вторая половина книги также состоит из старых статей, переработанных для новой публикации, и новейших текстов. Это уже не теоретическая, а практическая часть, в ней рассказывается об атрибуции конкретных произведений упомянутых ранее художников. Мы узнаем, какими именно методами были атрибутированы работы Аннибале Карраччи из Саратовского музея, Гвидо Рени из ГМИИ, Маттиа Прети из Ораниенбаума и другие произведения и какой вклад в их опознание внесла сама Виктория Маркова. Не являясь скрупулезной историей итальянской живописи эпохи барокко, книга плотно погружает читателя в этот материал, показывая и умозрительную работу искусствоведа, и прикладную. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+