18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сверьте ваш любимый цвет с соответствующей шкалой

Деталь цветной карты астрохимии. Учреждение Жоржа Филса «Художественные галереи и Вернисажи», Шантене-Ле-Нант. Около 1906. Фото: Princeton University Press
Деталь цветной карты астрохимии. Учреждение Жоржа Филса «Художественные галереи и Вернисажи», Шантене-Ле-Нант. Около 1906.
Фото: Princeton University Press
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Книга французского антрополога Анны Варишон наглядно и в подробностях повествует о том, как градуировались колориты на протяжении столетий. Диапазон охваченных ею материалов впечатляет: от диагностических карт врачей до творчества фовистов и макияжа

Ослепительно красивая книга «Цветовые таблицы: история» отправляет нас в путешествие по методам и техническим средствам, используемым в западной культуре для каталогизации колоритов, которые за столетия были разработаны врачами, натуралистами, красильщиками и художниками. Тут представлено 200 примеров в 7 хронологических разделах — с XV века до современности. Эти примеры отобраны французским антропологом Анной Варишон из нескольких тысяч ею исследованных. Здесь и немецкий цветовой круг почти 600-летней давности для определения диагноза по цвету мочи; и голландское учебное пособие XVII века по акварели; каталог образцов французского торговца тканями XVIII века; справочник по краскам химика-технолога XIX века; полоски для оценки качества телятины и шкала оттенков для вставных зубов.

Anne Varichon. Color Charts: A History. Princeton University Press. 284 с.: 170 цв. ил. $55, £45. На английском языке
Anne Varichon. Color Charts: A History. Princeton University Press. 284 с.: 170 цв. ил. $55, £45. На английском языке

Варишон стремится поместить крошечные кусочки цвета, представленные в таблицах и на диаграммах, в их первоначальный контекст: когда, где и почему они были созданы, кем и с какой целью? Она цитирует письмо о заказе тканей от синагоги Бен-Эзра в Каире начала XII века: «Молю вас, мой господин, чтобы красный был как можно более красным, а белый и желтый должны быть изысканными». Что это значит? Язык плохо описывает цвет, если речь идет о колористических тонкостях.

В XVII веке художники (или, скорее, их подмастерья) изготавливали краски, смешивая измельченный пигмент со связующим веществом. В руководствах показано, как скопировать дорогие цвета, например ярко-красный, сделанный из серы и ртути, используя другие, более дешевые ингредиенты. А в конце того же столетия натуралисты разрабатывали эталоны цветов, чтобы их описания максимально соответствовали реальности.

Уроскопический круг. Иллюстрация из Трактата о гигиене и медицине, написанного на французском языке и на латыни. XV в. Фото: Princeton University Press
Уроскопический круг. Иллюстрация из Трактата о гигиене и медицине, написанного на французском языке и на латыни. XV в.
Фото: Princeton University Press

Научная революция эпохи Просвещения дала художникам, керамистам и красильщикам, по выражению Варишон, «средства приручения диких зверей цвета». Пигменты и красители минерального, растительного или животного происхождения были разнородны, для их унификации требовались знания и технологии. Текстильная промышленность находилась в авангарде западной экономики, поэтому таблицы цветов были необходимы для поддержания уверенности клиентов в том, что они получат именно то, что заказывали.

Эпоха синтетических красителей наступила в 1856 году, когда Уильям Перкин из Королевского химического колледжа в Лондоне создал первый краситель с использованием анилина, производного каменно­угольной смолы. К 1864 году Мишель-Эжен Шеврель в книге «Цвета и их применение в промышленном дизайне» уже мог перечислить 14 420 оттенков. Как отмечает Анна Варишон, «западный мир стал красочным и наконец-то красочным для всех».

Фрагмент книги Оскара Пике «Химия красильщиков. Новый теоретический и практический трактат по искусству окрашивания и печати тканей». 1892. Париж. Фото: Ôkhra-Ecomuseum of Ocher, Roussillon
Фрагмент книги Оскара Пике «Химия красильщиков. Новый теоретический и практический трактат по искусству окрашивания и печати тканей». 1892. Париж.
Фото: Ôkhra-Ecomuseum of Ocher, Roussillon

Никто не использовал новые цвета более революционно, чем художники-модернисты: Соня и Робер Делоне, Василий Кандинский, Франтишек Купка, Анри Матисс, Пит Мондриан. В целом рост числа художников, как профессионалов, так и любителей, привел к повышению статуса производителей и продавцов красок в большинстве европейских стран.

Как только цвет выходил в массы, он поначалу становился жертвой подозрительности и ханжества. Тем не менее средства макияжа переставали быть принадлежностью сугубо театрального мира и предлагались теперь широкой аудитории. В 1920-х годах появились первые цветовые таблицы для глаз, щек и губ обычных потребителей. Возможность обдумывать эти оттенки в уединении с помощью таблицы стала важным промежуточным этапом между запретом макияжа «добродетельным» женщинам и его повсеместным использованием.

Как антрополог, Анна Варишон хорошо разбирается в истории цветовых каталогов, но преуспевает она и в оценке их культурного значения. А ее переводчик с французского Кейт Деймлинг заслуживает отдельной похвалы еще и за передачу бурного энтузиазма Варишон по поводу изучаемой темы. Например, «это эстетический и эмоциональный мир, безмятежный, разнообразный, замкнутый и самодостаточный. Возможно, даже идеальное художественное воплощение очарования и восторга». Успокойтесь, это просто цветовая шкала. Тем не менее приятно читать автора, полностью поглощенного своим предметом. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+