18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Домашний Русский музей Павла Карабанова реконструируют в Кремле

Башмачки. Первая четверть XVIII в. Из собрания Оружейной палаты. Фото: Музеи Московского Кремля
Башмачки. Первая четверть XVIII в. Из собрания Оружейной палаты.
Фото: Музеи Московского Кремля
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Выставка в Музеях Московского Кремля посвящена коллекции древностей, собранных в конце XVIII — первой половине XIX века дворянином Павлом Карабановым, которую он позже завещал отечеству

В пространстве выставочных залов Патриаршего дворца и Успенской звонницы отчасти реконструирован домашний Русский музей Павла Карабанова (1767–1851), представителя древнего дворянского рода и одного из тех, кого в XIX веке называли «любителями родной истории».

Павел Карабанов. Фото: Wikimedia
Павел Карабанов.
Фото: Wikimedia

Коллекционер стал приобретать предметы российской древности еще в ­1790-е, раньше, чем это увлечение охватило русское общество на волне патриотического подъема 1812 года. Коллекция, формировавшаяся более полувека, состояла из икон, предметов прикладного искусства (в том числе драгоценной утвари и посуды, женских украшений XVII века), оружия, рукописей, старопечатных книг, графики.

Икона в окладе "Богоматерь Владимирская" Из собрания графов Мусиных-Пушкиных. Москва, Мастерские Кремля. Конец XVI – начало XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Икона в окладе "Богоматерь Владимирская" Из собрания графов Мусиных-Пушкиных. Москва, Мастерские Кремля. Конец XVI – начало XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Император Николай I, узнав о собрании, решил приобрести его. Карабанов не смог расстаться со своими коллекциями при жизни, однако завещал их отечеству. В 1851 году его частный музей был перевезен из московского особняка на Петровке в Оружейную палату. Это единственный случай в истории национальной сокровищницы, когда она получила в дар не один или несколько предметов, а целое собрание, отмечают в Музеях Московского Кремля.

Стакан. Из собрания П.Ф. Карабанова Согласно надписи, принадлежал Гаврииле Михайловичу Карабанову. Нюрнберг, 1569–1576. Мастер Венцель Ямнитцер. Фото: Музеи Московского Кремля
Стакан. Из собрания П.Ф. Карабанова Согласно надписи, принадлежал Гаврииле Михайловичу Карабанову. Нюрнберг, 1569–1576. Мастер Венцель Ямнитцер.
Фото: Музеи Московского Кремля

К сожалению, позже оно было разделено, и сейчас экспонаты пришлось собирать, помимо Оружейной палаты, из Эрмитажа, Русского музея, Российской национальной библиотеки.

Музеи Московского Кремля
«Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+