18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наши люди на балконах просто так не прохлаждаются

Сергей Борисов. «Сосед. Москва». 1996. Фото: Мультимедия Арт Музей
Сергей Борисов. «Сосед. Москва». 1996.
Фото: Мультимедия Арт Музей
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Книгу Алины Моисеевой «Балконы: почему они у нас такие», выпущенную Музеем современного искусства «Гараж», можно считать исследованием, но исследованием особого рода — скорее литературно-художественным, нежели научным

Книга «Балконы: почему они у нас такие» Алины Моисеевой, выпущенная издательством музея «Гараж», соединяет жанры исследования и художественного проекта. Алина Моисеева — исследовательница широкого профиля, психолог и антрополог, но еще и просто писатель. Человек, умеющий увлечь читателя вроде бы непритязательными наблюдениями о довольно прозаических вещах, искусно втянуть в ход своих рассуждений, соблазнить интересными фактами и цифрами, расположить к себе приятной полудневниковой интонацией («я ехала в поезде по МЦК, за окном темнело»), воспоминаниями о детстве, рассказами и даже сказками. В результате, начав читать о постсоветских балконах, в конце обнаруживаешь, что это все не только о них, но и о психологии, и, главное, о нашем ощущении пространства: как мы его воспринимаем и как мы себя в нем позиционируем.

Больше всего «Балконы» напоминают «мудборд» — доску, на которую прикнопливаются заметки, цитаты, зарисовки, схемы, картиночки по той или иной теме. Издатели назвали их «книгой-выставкой» и предложили читать (или смотреть) с любого места. Потому что этот коллаж разнородной информации на 300 страниц состоит не только из множества маленьких текстов, иногда буквально по абзацу, но и из множества картинок. Трудно представить себе другое издание, где на одном развороте соседствовали бы «Портрет детей Волконских с арапом» Карла Брюллова и «Москва трудовая» советского живописца Эдуарда Браговского.

Эдуард Браговский. «Москва тудовая». 1974-1975. Фото: Государственный Русский музей
Эдуард Браговский. «Москва тудовая». 1974-1975.
Фото: Государственный Русский музей

Каждое произведение автор книги анализирует с точки зрения своего предмета исследования, и часто этот взгляд на искусство выглядит совсем не тривиальным. Так, в одном ряду могут рассматриваться фотография Даниила Хармса на балконе «Дома книги» в Ленинграде, картина «Большевик» Бориса Кустодиева и фотография «Акробат (Олег Газманов)» Сергея Борисова, снявшего в начале 1990-х популярного певца между ног «Рабочего и колхозницы» (тут автору важна игра с масштабом фигур). В другой главе, «Бульвары и диагонали», прочерчивается целая «линия Кайботта», идущая от картины Гюстава Кайботта «Балкон. Бульвар Османа» к многочисленным фото и картинам с похожей диагональной композицией, которую задают перила балкона и которая, по мысли Алины Моисеевой, символизирует определенный эмоциональный тип созерцания. Вообще, тема «вида» как особой ценности тоже одна из важных в книге.

Андрей Карелин. «Игра в жмурки». 1870-е.  Фото: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
Андрей Карелин. «Игра в жмурки». 1870-е.
Фото: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Естественно, значительную часть иллюстраций составляют снимки хрущевок и прочей массовой архитектуры постсоветского пространства, получившей своеобразие в виде усовершенствованных балконов. Уже в 1990-е они стали манифестом индивидуального вкуса и творчества жильцов, что выразилось прежде всего в их повальном остеклении и перестройке, созвучной политическим переменам (в СССР до 1983 года всякая отсебятина запрещалась). «Разные балконы, одинаковые дома» — так названа одна из глав. В отличие от эстетов, которых коробит от одного взгляда на эту самодеятельность, автор пытается понять, какими нуждами и мечтами она была вызвана. Проинтервьюированы десятки людей, и их рассказы о причудах балконной жизни вошли в книгу. Проанализировано с этих позиций несколько популярных фильмов, в том числе «Покровские ворота» и «Маленькая Вера», и пара авангардных спектаклей.

Валерий и Виталий Либы. «Веранда. Гобелен». Фото: Дарья Лапина
Валерий и Виталий Либы. «Веранда. Гобелен».
Фото: Дарья Лапина

Кажется, нет такой опции в применении балконов — от хранилища хлама, фермы и сада до места для секса, зарядки и медитации, которую бы не рассмотрела исследовательница. Сделала она это еще и с запасом (если пользоваться терминологией «остеклителей», произвела «выносное расширение» темы в другие области). Сама книга оставляет впечатление такого интеллектуального балкона: вроде бы что-то необязательное, но почитать приятно — как выйти подышать воздухом. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+