18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Наши люди на балконах просто так не прохлаждаются

Сергей Борисов. «Сосед. Москва». 1996. Фото: Мультимедия Арт Музей
Сергей Борисов. «Сосед. Москва». 1996.
Фото: Мультимедия Арт Музей
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Книгу Алины Моисеевой «Балконы: почему они у нас такие», выпущенную Музеем современного искусства «Гараж», можно считать исследованием, но исследованием особого рода — скорее литературно-художественным, нежели научным

Книга «Балконы: почему они у нас такие» Алины Моисеевой, выпущенная издательством музея «Гараж», соединяет жанры исследования и художественного проекта. Алина Моисеева — исследовательница широкого профиля, психолог и антрополог, но еще и просто писатель. Человек, умеющий увлечь читателя вроде бы непритязательными наблюдениями о довольно прозаических вещах, искусно втянуть в ход своих рассуждений, соблазнить интересными фактами и цифрами, расположить к себе приятной полудневниковой интонацией («я ехала в поезде по МЦК, за окном темнело»), воспоминаниями о детстве, рассказами и даже сказками. В результате, начав читать о постсоветских балконах, в конце обнаруживаешь, что это все не только о них, но и о психологии, и, главное, о нашем ощущении пространства: как мы его воспринимаем и как мы себя в нем позиционируем.

Больше всего «Балконы» напоминают «мудборд» — доску, на которую прикнопливаются заметки, цитаты, зарисовки, схемы, картиночки по той или иной теме. Издатели назвали их «книгой-выставкой» и предложили читать (или смотреть) с любого места. Потому что этот коллаж разнородной информации на 300 страниц состоит не только из множества маленьких текстов, иногда буквально по абзацу, но и из множества картинок. Трудно представить себе другое издание, где на одном развороте соседствовали бы «Портрет детей Волконских с арапом» Карла Брюллова и «Москва трудовая» советского живописца Эдуарда Браговского.

Эдуард Браговский. «Москва тудовая». 1974-1975. Фото: Государственный Русский музей
Эдуард Браговский. «Москва тудовая». 1974-1975.
Фото: Государственный Русский музей

Каждое произведение автор книги анализирует с точки зрения своего предмета исследования, и часто этот взгляд на искусство выглядит совсем не тривиальным. Так, в одном ряду могут рассматриваться фотография Даниила Хармса на балконе «Дома книги» в Ленинграде, картина «Большевик» Бориса Кустодиева и фотография «Акробат (Олег Газманов)» Сергея Борисова, снявшего в начале 1990-х популярного певца между ног «Рабочего и колхозницы» (тут автору важна игра с масштабом фигур). В другой главе, «Бульвары и диагонали», прочерчивается целая «линия Кайботта», идущая от картины Гюстава Кайботта «Балкон. Бульвар Османа» к многочисленным фото и картинам с похожей диагональной композицией, которую задают перила балкона и которая, по мысли Алины Моисеевой, символизирует определенный эмоциональный тип созерцания. Вообще, тема «вида» как особой ценности тоже одна из важных в книге.

Андрей Карелин. «Игра в жмурки». 1870-е.  Фото: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
Андрей Карелин. «Игра в жмурки». 1870-е.
Фото: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Естественно, значительную часть иллюстраций составляют снимки хрущевок и прочей массовой архитектуры постсоветского пространства, получившей своеобразие в виде усовершенствованных балконов. Уже в 1990-е они стали манифестом индивидуального вкуса и творчества жильцов, что выразилось прежде всего в их повальном остеклении и перестройке, созвучной политическим переменам (в СССР до 1983 года всякая отсебятина запрещалась). «Разные балконы, одинаковые дома» — так названа одна из глав. В отличие от эстетов, которых коробит от одного взгляда на эту самодеятельность, автор пытается понять, какими нуждами и мечтами она была вызвана. Проинтервьюированы десятки людей, и их рассказы о причудах балконной жизни вошли в книгу. Проанализировано с этих позиций несколько популярных фильмов, в том числе «Покровские ворота» и «Маленькая Вера», и пара авангардных спектаклей.

Валерий и Виталий Либы. «Веранда. Гобелен». Фото: Дарья Лапина
Валерий и Виталий Либы. «Веранда. Гобелен».
Фото: Дарья Лапина

Кажется, нет такой опции в применении балконов — от хранилища хлама, фермы и сада до места для секса, зарядки и медитации, которую бы не рассмотрела исследовательница. Сделала она это еще и с запасом (если пользоваться терминологией «остеклителей», произвела «выносное расширение» темы в другие области). Сама книга оставляет впечатление такого интеллектуального балкона: вроде бы что-то необязательное, но почитать приятно — как выйти подышать воздухом. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+