Город Мехико, столица вице-королевства Новая Испания, появился в 1521 году, когда конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом разрушили город-государство Теночтитлан, а вместе с ним и всю империю ацтеков. Теночтитлан (в переводе — «место кактусовой скалы»), основанный в 1325 году, к началу XVI века был одним из крупнейших городов в мире. Построенный посреди озера Тескоко, он представлял собой систему каналов, дамб, мостов, акведуков и плавучих островов для ведения сельского хозяйства. Озеро испанцы осушили, чтобы построить новый город, а на месте храма бога солнца и войны Уицилопочтли возвели кафедральный собор (1544–1813). В 1978 году в двух шагах от него были обнаружены руины большого храмового комплекса ацтеков Темпло-Майор. Эта центральная археологическая зона в Мехико, окруженная пышной барочной и неоклассической застройкой, сегодня открыта для посещения.
Еще один архитектурный символ исторического центра Мехико — Дворец изящных искусств — был построен из ослепительно-белого мрамора уже в XX веке. В его архитектуре неоклассицизм сочетается с ар-нуво, а интерьеры выполнены в стиле ар-деко: строить дворец начали в 1904 году, а открыли в 1934-м. Внутри находятся Музей архитектуры, концертный зал со стеклянным занавесом-витражом от Tiffany, а также фрески мексиканских художников-муралистов.
Сердце города (и его легкие) — это главный парк города, Чапультепек, который находится на холме Кузнечиков, в священном и стратегически важном для ацтеков месте. В парке расположился десяток музеев, включая Национальный музей антропологии, Музей современного искусства (MAM) и Музей Руфино Тамайо. В МАМ нужно идти ради постоянной экспозиции хрестоматийного мексиканского искусства XX века, выставок современных художников и сада скульптур. Музей, основанный художником Руфино Тамайо, расположен в модернистской пирамиде, «встроенной» в холм. Он открылся в 1981-м выставкой Пабло Пикассо, которую мексиканцы постарше вспоминают до сих пор. Сегодня сюда привозят мировых звезд. До 3 марта, например, проходит первая латиноамериканская выставка Рагнара Кьяртанссона.
На самом высоком холме парка стоит замок Чапультепек. Построенный в конце XVIII века, он долго был правительственной резиденцией, а потом стал музеем. Выйдя на его панорамную террасу, можно представить себе, как в 1864 году жена императора Максимилиана I Габсбурга Шарлотта смотрела отсюда на проложенный мужем для нее и в честь нее новый бульвар — променад Императрицы. Он был спроектирован по образцу Рингштрассе в Вене или Елисейских Полей в Париже. Сегодня это проспект Реформы, главная парадная улица Мехико. Именно на ней проходит, например, празднование Дня мертвых в начале ноября.
Вдоль проспекта и в целом вокруг Чапультепека сосредоточена культурная, развлекательная и деловая жизнь Мехико. Здесь можно часами гулять, кататься на велосипеде, заглядывать в дизайнерские шоурумы, винтажные маркеты и галереи современного искусства, например Casa Basalta, Galeria RGR, Kurimanzutto, Le Laboratoire, Proyecto H Contemporaneo, Proyectos Monclova.
В Такубайе находится дом-студия архитектора Луиса Баррагана (1902–1988), чей стиль сформировался не без влияния модернизма, но вместо «машин для жилья» он строил наполненные цветом и светом дома, излучающие спокойствие и гармонию. Здания всевозможных ярких оттенков соседствуют на улицах Мехико с монохромным бетонным брутализмом. Все это утопает в густой субтропической растительности.
На юге находится район Койоакан, который до XIX века был самостоятельным поселением; свою «отдельность» он сохранил даже после вхождения в состав Мехико. Знаменит он прежде всего тем, что здесь родилась, жила и умерла Фрида Кало. Посещение ее дома-музея La Casa Azul (Синий, или Голубой, дом), хоть и происходит в плотном потоке туристов, все равно стоит того: это необыкновенный дом, под стать его жильцам — Фриде и Диего Ривере. А на соседней улице, безо всякой очереди, можно побывать еще в одном доме-музее. Здесь в 1937 году поселился с женой Натальей Лев Троцкий. Койоакан был районом, где жила культурная и интеллектуальная элита. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, приезжавший в Мехико в 1938-м, работал здесь с Троцким над манифестом «За независимое революционное искусство», а два года спустя художник Давид Альфаро Сикейрос совершил неудавшееся покушение на русского революционера (в том же году Троцкий все же был убит коммунистом Романом Меркадером). Еще один известный уроженец Койоакана — архитектор и художник Хуан О’Горман, автор мурала «Историческая репрезентация культуры», выполненного в мозаичной технике на четырех сторонах фасада библиотеки Национального автономного университета Мексики (UNAM).
Вслед за Бретоном от надвигавшейся войны в Европе сюда, в Мекку сюрреалистов, в конце 1930-х приехали художницы Леонора Каррингтон и Ремедиос Варо, поэт-аристократ Эдвард Джеймс, художники Филипп Супо и Бенжамен Пере. Сюрреалисты обнаружили в Мексике питательную среду для творческих и духовных поисков.
В конце XIX века художник Херардо Мурильо (Доктор Атль) выступил с идеей, что искусство Мексики должно отражать мексиканскую жизнь, и убедил правительство разрешить художникам рисовать на стенах зданий. Революция 1910–1920 годов вывела на первый план «большую тройку» муралистов: Хосе Клементе Ороско, Диего Риверу и Давида Альфаро Сикейроса. Они с энтузиазмом выполняли задачу по визуализации мексиканской истории и идентичности для широких масс. Результатов их работы в городе так много, что даже не нужно специально искать: они найдут вас сами.
Соединившись с пришедшим в 1980-х из США искусством граффити, мурализм преобразовался в выдающуюся культуру стрит-арта. Стоит признать, произведения многих современных муралистов сюрреалистичнее, чем завещали «отцы-основатели», и часто изображают в психоделическом ключе подвижность границ реального.
С головой погрузиться в арт-жизнь Мехико и увидеть самое актуальное искусство Латинской Америки можно в феврале, когда проходит крупнейшая ярмарка Zonamaco, включающая секции современного искусства, дизайна, антиквариата и фотографии. Одновременно в городе проходит Feria Material, независимая, экспериментальная и обязательная к посещению всем, кто интересуется молодым искусством. За последние несколько лет сюда прибыла новая волна очарованных Мексикой экспатов. Среди них, конечно, немало художников и других творческих людей, поэтому Мехико наполнен энергией искусства в любое время года.
Важнейший музей Мексики, основанный в 1825 году, через четыре года после обретения страной независимости, положил начало местной музейной традиции. Сюда стоит идти первым делом, чтобы составить впечатление о цивилизациях ольмеков, майя, ацтеков, тольтеков и сапотеков, познакомиться с их божествами. Здесь больше 20 залов, в которых доколумбова культура представлена во всем великолепии, а обрамлением ей служит выдающаяся архитектура. Помимо самого популярного экспоната, камня Солнца, тут можно в подробностях узнать, как выглядел и чем жил главный мезоамериканский мегаполис Теотиуакан.
В эпоху своего расцвета в III–VI веках город-государство Теотиуакан — город, где живут боги, — был крупнейшим экономическим, культурным и религиозным центром, входившим в топ городов доколумбовой Америки. К середине VII века он пришел в упадок и был заброшен; ацтеки нашли его уже в руинах. Всего час езды от Мехико — и перед вами грандиозные пирамиды Солнца, Луны и Пернатого Змея, остатки городской застройки на Дороге Мертвых и еще больше предметов древности в музее. Полуподземный, покрытый растительностью музей сливается с окружающей средой, как будто это еще один неизведанный курган.
В Мехико ценят большие книжные магазины и красивые библиотеки. В 2006 году в районе Куаутемок на севере города открылась «мегабиблиотека», построенная по проекту мексиканского архитектора Альберто Калача. Внутри этого ковчега из бетона и стали площадью 38 тыс. кв. м расположен бесконечный книжный лабиринт со сложной системой балконов, лестниц и укромных уголков. Названа библиотека в честь философа и первого министра образования Мексики Хосе Васконселоса, который в 1920-е годы активно поддерживал художников-муралистов, организовывал сельские школы и библиотеки.
Оба музея частные, бесплатные и были открыты в 2010-е годы успешными бизнесменами. В Музее Соумайя выставлена эклектичная — тем и любопытная — коллекция миллиардера из списка Forbes Карлоса Слима, который назвал институцию именем жены, а архитектуру здания заказал зятю. Тут всего по чуть-чуть, начиная с XVI века, в том числе зал со скульптурами Огюста Родена и мексиканские гуаши Марка Шагала. Основатель Jumex Эухенио Лопес Алонсо — наследник одноименной соковой империи, арт-патрон, филантроп и герой светской хроники. В здании, построенном по проекту Дэвида Чипперфилда, показывают выставки мировых звезд.