18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На полотне Василия Верещагина снег снова стал белым

Полотно Василия Верещагина уже вернулось после реставрации в постоянную экспозицию Третьяковки. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Полотно Василия Верещагина уже вернулось после реставрации в постоянную экспозицию Третьяковки.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В Третьяковской галерее закончилась реставрация картины «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой», входящей в «Балканский цикл» знаменитого художника-баталиста. Картина уже вернулась на прежнее место в музейной экспозиции

Большое полотно Василия Верещагина «Шипка — Шейново» (1878–1879) из знаменитой «Балканской серии» вернулось в постоянную экспозицию музея. Без этой работы художника ее трудно себе представить, хотя судьба серии, посвященной русско-турецкой войне и в немалой степени отражавшей критический и пацифистский настрой автора, была непроста: и представители царствующего дома, и коллекционер Павел Третьяков отказались покупать ее полностью.

Две болгарские деревни, Шипка и Шейново, где произошел бой между русскими и турками, располагались в долине на подступах к Шипкинскому перевалу, который русские войска в тяжелейших условиях удерживали в течение пяти месяцев. В декабре 1878 года состоялись решающие бои под Шейновом, в результате которых турецкая армия Вессель-паши капитулировала. Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы. Примечательно, что генерал со свитой отодвинуты живописцем на задний план, а на заснеженной «авансцене» — павшие солдаты.

Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

«Музей в последние годы постепенно проводит реставрацию крупноформатных картин Верещагина, включенных в постоянную экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Своеобразие именно этой работы состояло в том, что авторский холст имел достаточно редкое плетение», — рассказала нашему изданию одна из участниц проекта, реставратор Александра Орловская.

Работы осуществил музейный отдел научной реставрации станковой масляной живописи XVIII — начала XX века под руководством Андрея Голубейко. Специалисты укрепили и армировали современным нетканым материалом обветшавшие кромки холста, на которых наблюдались участки надорванных нитей, проколы и прорывы. Чтобы картину можно было, не травмируя, натянуть на подрамник, сделали дополнительные дублирующие кромки.

Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный. «Такие подрамники — разработка нашего отдела. Они защищают произведение от вибрации, практически исключают провисания и деформацию, нивелируют колебания холста, а также служат важной дополнительной опорой и защитой для авторского холста», — пояснила Александра Орловская.

Определенную сложность также представляли собой удаление загрязнений и утончение слоя сильно пожелтевшего лака. Оба этих фактора влияли на восприятие, искажая колорит на значительной площади холста, занятой изображением снега. Для этого использовались растворители особых составов в форме геля: гель практически не проникает в структуру картины и позволяет работать послойно, с максимальным контролем. Тонирование сделали строго в пределах утрат высококачественными консервационными красками, устойчивыми к старению и пожелтению. В результате всех этих работ было восстановлено светотеневое соотношение — на картине появился яркий белый снег.

Конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Еще одна команда реставраторов под руководством главного специалиста отдела Владимира Клепова провела капитальную реставрацию авторской рамы. Сборно-разборную конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+