18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

На полотне Василия Верещагина снег снова стал белым

Полотно Василия Верещагина уже вернулось после реставрации в постоянную экспозицию Третьяковки. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Полотно Василия Верещагина уже вернулось после реставрации в постоянную экспозицию Третьяковки.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В Третьяковской галерее закончилась реставрация картины «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой», входящей в «Балканский цикл» знаменитого художника-баталиста. Картина уже вернулась на прежнее место в музейной экспозиции

Большое полотно Василия Верещагина «Шипка — Шейново» (1878–1879) из знаменитой «Балканской серии» вернулось в постоянную экспозицию музея. Без этой работы художника ее трудно себе представить, хотя судьба серии, посвященной русско-турецкой войне и в немалой степени отражавшей критический и пацифистский настрой автора, была непроста: и представители царствующего дома, и коллекционер Павел Третьяков отказались покупать ее полностью.

Две болгарские деревни, Шипка и Шейново, где произошел бой между русскими и турками, располагались в долине на подступах к Шипкинскому перевалу, который русские войска в тяжелейших условиях удерживали в течение пяти месяцев. В декабре 1878 года состоялись решающие бои под Шейновом, в результате которых турецкая армия Вессель-паши капитулировала. Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы. Примечательно, что генерал со свитой отодвинуты живописцем на задний план, а на заснеженной «авансцене» — павшие солдаты.

Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин, свидетель и участник тех событий, изобразил момент, когда генерал Михаил Скобелев объезжает войско после выигранной битвы.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

«Музей в последние годы постепенно проводит реставрацию крупноформатных картин Верещагина, включенных в постоянную экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Своеобразие именно этой работы состояло в том, что авторский холст имел достаточно редкое плетение», — рассказала нашему изданию одна из участниц проекта, реставратор Александра Орловская.

Работы осуществил музейный отдел научной реставрации станковой масляной живописи XVIII — начала XX века под руководством Андрея Голубейко. Специалисты укрепили и армировали современным нетканым материалом обветшавшие кромки холста, на которых наблюдались участки надорванных нитей, проколы и прорывы. Чтобы картину можно было, не травмируя, натянуть на подрамник, сделали дополнительные дублирующие кромки.

Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Подрамник также был изготовлен специальный, планшетный. «Такие подрамники — разработка нашего отдела. Они защищают произведение от вибрации, практически исключают провисания и деформацию, нивелируют колебания холста, а также служат важной дополнительной опорой и защитой для авторского холста», — пояснила Александра Орловская.

Определенную сложность также представляли собой удаление загрязнений и утончение слоя сильно пожелтевшего лака. Оба этих фактора влияли на восприятие, искажая колорит на значительной площади холста, занятой изображением снега. Для этого использовались растворители особых составов в форме геля: гель практически не проникает в структуру картины и позволяет работать послойно, с максимальным контролем. Тонирование сделали строго в пределах утрат высококачественными консервационными красками, устойчивыми к старению и пожелтению. В результате всех этих работ было восстановлено светотеневое соотношение — на картине появился яркий белый снег.

Конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены. Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Еще одна команда реставраторов под руководством главного специалиста отдела Владимира Клепова провела капитальную реставрацию авторской рамы. Сборно-разборную конструкцию массивной рамы усилили деревянными брусками, удалили пыль и поздние тонировки, раскрыли авторское золочение и устранили некачественные восполнения гипсового декора, которые потом были тщательно дополнены. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+