На протяжении многих лет в Национальном музее Второй мировой войны в Новом Орлеане существовала традиция: с посетителями встречались американские ветераны-волонтеры, которые рассказывали о своей службе и той эпохе. Но время идет, поколение уходит, и живая связь с историей постепенно исчезает. Новый проект с привлечением искусственного интеллекта (ИИ) направлен на то, чтобы сохранить эти рассказы. Интерактивная инсталляция «Голоса с фронта», открывшаяся в начале 2024 года, основана на многочасовых интервью с самыми разными участниками войны, от пилота бомбардировщика до рабочего авиационного завода, и позволяет посетителям музея задавать вопросы и слушать записанные ответы.
«В системе используется генеративный искусственный интеллект, — говорит Стивен Смит, исполнительный директор и соучредитель компании StoryFile, которая создала «Голоса с фронта». — Единственное, что не подвластно ИИ, — это сама история». В интервью с ветеранами ничего не генерируется и не додумывается искусственным интеллектом — излагается лишь то, о чем люди действительно говорили. ИИ здесь просто облегчает доступ к огромному архиву аудио- и видеозаписей. Быстрое извлечение и предъявление отрывков из этих бесед в ответ на заданные вопросы помогает создать ощущение непосредственного разговора в реальном времени.
«Нам кажется, что это прекрасный способ привлечь внимание аудитории, особенно юных посетителей музея, — говорит Джоуи Бальфур, помощник заместителя директора Национального музея Второй мировой войны. — Это и есть самое главное: сохранить истории ветеранов и поделиться этими рассказами с будущими поколениями, чтобы ничто не было забыто. Потому что, как только мы перестанем их рассказывать, они исчезнут».
Бальфур с командой выбрала более десятка человек для участия в проекте и отправилась в Лос-Анджелес, чтобы взять интервью в студии StoryFile. К съемкам приступили в начале 2022 года. Были подготовлены сотни вопросов, начиная от личной жизни и заканчивая службой в военное время. «Мы хотели собрать самые разные впечатления, а не просто показать военнослужащих из всех родов войск, — говорит помощник замдиректора. — Должны были быть и женщины, и представители разных рас, потому что все они пережили войну по-разному».
Джоуи Бальфур считает, что искусственный интеллект продолжает традиции трепетного отношения музея к устным рассказам. В частности, покойный историк и соучредитель музея Стивен Э. Амброуз собирал их для своих книг, в том числе для романа «Братья по оружию» (1992), по которому в 2001 году Стивен Спилберг и Том Хэнкс сняли сериал для HBO. Амброуз размещал в газетах объявления, где просил ветеранов записывать свои истории на кассеты и присылать их ему по почте. В «Голосах с фронта», конечно, задействованы более совершенные технологии, но Бальфур полагает, что миссия — сохранение личных историй — осталась неизменной.
Национальный музей Второй мировой войны в своих экспозициях постоянно делает акцент на личном опыте очевидцев. Например, в экспозиции «Про жетоны для собак» повествование ведется от лица военнослужащего с помощью интерактивных киосков. Павильон «Освобождение», открывшийся 3 ноября, также построен вокруг устных рассказов — там разговор идет о человеческих жертвах, цене и последствиях войны.
Компания StoryFile появилась в 2017 году. В результате сотрудничества с Фондом Шоа и Институтом креативных технологий (оба при Университете Южной Калифорнии) возникла коллаборация «Измерения в свидетельствах» (Dimensions in Testimony). Это была серия интервью с пережившими холокост, в которых использовалась технология распознавания языка, позволяющая извлекать фрагменты бесед по устной команде пользователя.
Интерактивные интервью StoryFile уже появлялись в других музеях. Например, запись беседы с американским солдатом японского происхождения Лоусоном Иичиро Сакаи, где тот рассказывает об участии во Второй мировой. Она была представлена в 2019 году на выставке в Национальном музее японской Америки в Лос-Анджелесе.
Поскольку музеи продолжают экспериментировать с возможностями ИИ, неизбежно возникнут вопросы о том, как по-новому представлять историю. «Разговор об этих технологиях часто инициируется крупными технологическими компаниями, — говорит Уна Мерфи, старший преподаватель цифровой и социальной культуры в лондонском университете Голдсмитс и соучредитель сети Museums + AI Network. — Музеи могут предоставить пространство, и это очень важно для критического обсуждения технологии. Подобные проекты помогают понять, какие и как следует использовать технологии».
Развитие ИИ неизбежно будет создавать возможности для переосмысления выставок и показа экспонатов. При этом потребуется продуманная интеграция технологий в посетительский опыт. История может ожить посредством интерактивных инсталляций, но ее посыл должен оставаться человечным.