Двухчастный выставочный проект «Узбекистан: авангард в пустыне», на котором будут представлены более 100 живописных работ и рисунков, а также декоративно-прикладное искусство из собраний Государственного музея искусств Каракалпакстана имени И.В.Савицкого и Государственного музея искусств Узбекистана, откроется в Италии в апреле.
В палаццо Питти во Флоренции 15 апреля начнет работу выставка «Свет и цвет», а в экспозиционном пространстве Университета Ка’Фоскари с 17 апреля покажут выставку «Форма и символ». Обе экспозиции созданы при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана. Кураторами стали Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из Центра изучения русского искусства при Университете Ка’Фоскари (CSAR), а научным консультантом — Зельфира Трегулова, которая, в частности, входила в состав экспертного совета международного конкурса на должность директора нукусского Музея Савицкого.
Задача проекта — показать произведения художников-модернистов, работавших в Центральной Азии. До сих пор они, отмечают его организаторы, «рассматривались лишь как периферийные представители русского авангарда, как последователи его лидеров: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко» и других художников. Творчество этих авторов кураторы выставки обозначают термином avant-garde orientalis (это более инклюзивный термин, которым они предлагают заменить словосочетание «туркестанский авангард»).
«Термин „туркестанский авангард“ — действительно узкий и сам по себе свежий, он возник после одноименной выставки в московском Музее Востока в 2009 году. В Италии мы показываем гораздо более широкий круг художников из двух среднеазиатских республик — тех, кто жил и работал в Туркестане и Узбекистане. Моя статья в каталоге к выставке посвящена тем традициям, от которых они отталкивались, включая авангард», — рассказала нам Зельфира Трегулова. По ее словам, «обычно, когда говорят о собрании авангарда в Узбекистане, все говорят про нукусский музей. И мало кто говорит про ташкентский — а там хранится фантастическая коллекция работ художников русского авангарда, поскольку ИЗО Наркомпроса в 1921 году отправил в Музей Туркестана 59 работ мастеров русского авангарда, включая четыре работы Кандинского, например. И этот список есть, он опубликован в каталоге. И, может быть, еще благодаря тому, что все-таки Ташкент далеко от Москвы, то процент того, что там сохранилось и не было уничтожено в конце 1930-х или в начале 1950-х, на мой взгляд, повыше, чем то, что сохранилось от таких рассылок в музеях, расположенных ближе к центру».
Среди представителей avant-garde orientalis — как мастера, известные любителям живописи, так и фамилии, знакомые лишь узким специалистам. Впервые за пределами Узбекистана будут выставлены произведения Александра Волкова, Николая Карахана, Надежды Кашиной, Елены Коровай, Михаила Курзина, Виктора Уфимцева, Урала Тансыкбаева, Усто Мумина (Александра Николаева).
Также впервые будут соединены произведения русского авангарда и avant-garde orientalis из музейных собраний ташкентского ГМИ Узбекистана и нукусского ГМИ имени И.В.Савицкого. Кураторы планируют, что это сопоставление продемонстрирует результат взаимодействия художников, работавших в регионе в начале ХХ века, и влияние на них современных тенденций европейской живописи.
Флорентийский раздел выставочного проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» называется «Свет и цвет».
Он фокусируется на образе Центральной Азии в искусстве первой половины XX века, начиная с русских ориенталистов, работавших в Туркестане еще до 1917 года, и заканчивая представителями национальной школы живописи первой половины ХХ века.
Посетители выставки увидят лучших представителей avant-garde orientalis. Придя на смену ориентализму, он, однако, со временем вынужденно уступил место социалистическому реализму, но живописная культура «света и цвета» сохранилась и в этот период развития местного искусства.
На выставке «Свет и цвет» представлены живописные работы, демонстрирующие различные подходы к этим темам. Основное внимание уделяется поколению художников avant-garde orientalis: Александру Волкову, Николаю Карахану, Надежде Кашиной, Елене Коровай, Михаилу Курзину, Уралу Тансыкбаеву, Оганесу Татевосяну, Усто Мумину (Александру Николаеву), Виктору Уфимцеву. В их работах приемы модернистской живописи вступают в диалог с традициями среднеазиатского народного творчества и природным колоритом Узбекистана.
Венецианский раздел проекта называется «Форма и символ» и будет демонстрироваться в те же месяцы, что и Венецианская биеннале.
Кураторы фокусируют внимание на влиянии, которое оказала на центральноазиатскую живопись коллекция авангарда, отправленная в ташкентский Музей искусств в 1921 году московским Музейным бюро при отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. Тогда местное культурное сообщество получило возможность увидеть работы Кандинского, Клюна, Родченко, Поповой, Розановой, Экстер, что отразилось и в их произведениях.
Продолжая развивать свою концепцию avant-garde orientalis, кураторы раскрывают экспрессивную эволюцию этого художественного направления. Предметы национального декоративно-прикладного искусства, дополняющие живопись, должны передать глубину культурно-исторического наследия и продемонстрировать межкультурный диалог между художниками из Узбекистана, Казахстана, России, Армении, большинство из которых получили образование за пределами Узбекистана, но нашли свое вдохновение в Центральной Азии.
Палаццо Питти, Флоренция
«Узбекистан: авангард в пустыне». «Свет и цвет»
С 15 апреля по 29 июля
Экспозиционное пространство Университета Ка’Фоскари, Венеция
«Узбекистан: авангард в пустыне». «Форма и символ»
С 17 апреля по 29 сентября