18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Юрий Злотников в Третьяковке: сигналы из оттепели

Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

Выставка в Новой Третьяковке возвращает нас во времена зарождения послевоенной абстракции

Московский художник Юрий Злотников (1930–2016) обладал вулканическим темпераментом, водил многочисленные знакомства и интересовался всем на свете, отнюдь не только искусством. Но стоило ему завести разговор о чем угодно, как через полминуты выяснялось: речь все равно идет о художественных проблемах, сколь бы далеко от них ни отстояла исходная тема.

Это не было у него богемным имиджем, он так жил и чувствовал всегда — с очень юных лет, с периода обучения в легендарной Московской средней художественной школе (МСХШ). А происходило то обучение, между прочим, в 1940-е годы, времена свирепые. Однако Злотников как-то умудрялся не зацикливаться на мрачном и самостоятельно пытался расширять кругозор. Большое влияние, в частности, оказало на него общение со знаменитым художником-графиком, бывшим ректором ВХУТЕМАСа Владимиром Фаворским, в дом которого он был вхож с отрочества.

Юрий Злотников. 1958. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Злотников. 1958.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Пик творческой активности Юрия Злотникова предсказуемо совпал с оттепелью. Оживать тогда начали более или менее все, но этот художник, ни в какой вуз в итоге не поступивший, рвался к самым решительным экспериментам на стыке науки и искусства. И стал одним из первых абстракционистов в послевоенной истории страны.

«Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне, — писал поэт Борис Слуцкий в 1959 году и тут же предлагал объяснение: — Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе». Можно сказать, что Юрий Злотников как раз и пытался разобраться с упомянутым мировым законом. Общался с математиками, кибернетиками, психофизиологами, лингвистами: любой аспект казался важным. Впрочем, лирику в угоду физике Злотников не отбрасывал: требовался их синтез. Составной частью его метода стало пристальное наблюдение за микродвижениями собственных чувств.

Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

Именно этот исторический отрезок представлен сейчас на выставке в Новой Третьяковке. «Показать только „Сигналы“ — давняя идея, которую при жизни Юрия Савельевича невозможно было осуществить, — говорит Ирина Горлова, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи и сокуратор выставки. — Он всегда был против и считал, что его творчество надо показывать контрапунктами: „Сигналы“ вместе с фигуративными работами. На всех выставках, которые он делал сам, он соединял фигуративное и абстрактное. Но в этом случае мы своей кураторской волей показываем только „Сигнальную систему“ 1957–1962 годов. И еще добавлены „Протосигналы“ 1956-го. Ничего более позднего, такой стерильный проект».

Юрий Злотников. «Cигнальная система». 1957-1962. Собрание семьи художника. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Злотников. «Cигнальная система». 1957-1962. Собрание семьи художника.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сам автор впоследствии рассматривал эти циклы лишь как подступ к дальнейшей проблематике, когда на смену Сигналу пришел Знак. Тем самым Злотников не отрекался от прошлого, а пытался встроить его в систему более развернутую, полифоничную. Но искусствоведы сегодня ценят его «Сигналы» больше всего остального — во многом из-за их первопроходческого характера. Галерист Сергей Попов, другой сокуратор выставки, в каталожной статье называет Злотникова «одним из первых художников после авангарда, который стал работать с чистым цветом».

Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

Хотя тут важно понимать, что Юрий Злотников не начинал с того места, где остановились его предшественники. Многое изобреталось заново, но что именно? Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан писали статьи и трактаты, стремясь теоретически обосновать свои беспредметные поиски. Злотников же предпочитал комментировать «Сигналы» устно (например, в интервью) — а если и письменно, то кратко. Могло даже показаться, что его метод вообще не имел под собой твердой теоретической почвы, но буквально накануне выставки вышла в свет книга «У истоков „сигнальной системы“», где эта тема разложена по полочкам.

Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

Оказалось, что существует рукопись рубежа 1950–1960-х под названием «Работа над анализом динамических чувственных ощущений», в которой сам художник последовательно и наглядно, то есть с приложенными картинками, обосновал свою «Сигнальную систему». Это чрезвычайно занимательное чтение — хотя бы потому, что до сих пор творчество Злотникова многими, если не большинством, воспринималось в качестве модернистского орнамента, что ли. К каким бы выводам ни пришел читатель книги, в любом случае «декоративный» аспект в его сознании отпадет сам собой.

Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Юрий Злотников. Сигнальная система» в Новой Третьяковке.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

Соответственно, и выставка построена как нечто среднее между кабинетом и лабораторией. «Наш зал — это „белый куб“, в котором по стенам, в один ряд, как бы опоясывая зал, висит около 70 цветных „Сигналов“, — рассказала Ирина Горлова. — В центре установлен большой подиум, на котором стоят витрины с рукописями и эскизами, совсем крошечными. Здесь же черно-белые „Протосигналы“. Зритель может подняться на этот подиум, представляющий собой что-то вроде открытого кабинета». И хотя нет уверенности, что герой выставки одобрил бы ее стилистическую однородность и хронологическую замкнутость, все же плюсы этого проекта очевидны: из цельности вырастает ясность.

Новая Третьяковка
«Юрий Злотников. Сигнальная система»
До 14 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+