18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внутренние пространства Санкт-Петербургской консерватории зазвучали

Главное внимание при реставрации росписей Малого зала консерватории было приковано к фигуре Аполлона. Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория
Главное внимание при реставрации росписей Малого зала консерватории было приковано к фигуре Аполлона.
Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В Северной столице полностью завершено восстановление исторических интерьеров здания на Театральной площади. Таким образом, пройден очередной реставрационный этап: работы на фасадах были окончены еще летом 2023 года

Согласно рейтингу AEA International, проект реставрации и реконструкции Санкт­-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-­Корсакова — один из крупнейших в Европе проектов такого рода. Сейчас завершен этап, связанный с восстановлением интерьеров. Уже сняты леса в Малом зале им. А.К.Глазунова, в домовой церкви, на большей части парадной лестницы.

Здание консерватории построено в 1896 году на месте бывшего Большого (Каменного) театра по проекту Владимира Николя. Архитектор включил стены и фундамент театра в новую конструкцию. В 1912 году по проекту Траугота Бардта здание расширили, перестроив Большой зал. Именно на состояние 1912 года ориентирован нынешний проект реставрации — первой после капитального ремонта середины 1960-­х годов.

Здание консерватории построено в 1896 году на месте бывшего Большого (Каменного) театра по проекту Владимира Николя.Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория
Здание консерватории построено в 1896 году на месте бывшего Большого (Каменного) театра по проекту Владимира Николя.
Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория

Работы по реставрации и приспособлению здания к требованиям современного пользователя начались еще в 2014 году. В течение нескольких лет на объекте менялись подрядчики, процесс постоянно буксовал. В 2020 году функции заказчика перешли от Министерства культуры к структуре Минстроя России — ППК «Единый заказчик в сфере строительства», и в конце того же года АО «Политехстрой» подписало с госзаказчиком контракт на завершение реконструкции.

Летом 2023 года закончились все работы на фасадах. Был восстановлен лепной декор, стенам вернули исторический светло-бежевый цвет. Теперь завершены работы по устройству кровли и реставрации интерьеров. В Малом зале полностью сохранено историческое убранство. Уже очищены и отреставрированы сотни гипсовых украшений, деревянные балконы, в мастерских заканчивается реставрация стульев фирмы Thonet. Завершено восстановление росписи на потолках. На них отреставрировано около 250 кв. м сюжетной живописи на холстах, а также декоративная роспись по штукатурке. Здесь трудилась группа мастеров под руководством известного художника Андрея Рябушкина (1861–1904). На центральном плафоне изображен Аполлон с лирой в окружении амуров, на двух поменьше — музы.

Уже очищены и отреставрированы сотни гипсовых украшений. Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория
Уже очищены и отреставрированы сотни гипсовых украшений.
Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория

«Мы законсервировали живопись, смыли поверхностные загрязнения, затонировали утраты, — рассказала нашему изданию художник­-реставратор Нургустана Скрябина. — Два из трех холстов были в удовлетворительном состоянии, мы даже не снимали их с потолка. Но у одного оказалось разрушенным основание, на котором он крепился к потолку, — его пришлось снять и реставрировать на столе».

В процессе работ в фойе Малого зала специалистов ожидал сюрприз: в полу обнаружили фрагмент настенной живописи конца XVIII века, времен Каменного театра. Судя по чертежам, эта живопись украшала потолок зала, находящегося этажом ниже.

«Мы решили его музеефицировать, — рассказала Александра Черногорцева, руководитель отдела реставрационных работ АО «Политехстрой». — Сделаем смотровую камеру, через которую зрители смогут любоваться артефактом».

Завершено восстановление росписи на потолках. Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория
Завершено восстановление росписи на потолках.
Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория

Одним из самых трудоемких участков реставрации стала домовая церковь. По документам, над росписью церкви работали Андрей Рябушкин и Василий Беляев. В 1930 году помещение церкви разделили перекрытием на два этажа, живопись закрасили. При обследовании открылась ее часть. «Нижний ярус стен занимает роспись по штукатурке, на высоте 3 м от пола начинается живопись по холсту, — говорит художник-­реставратор Павел Беляев. — Мы прошли все слои позднейших записей. Живопись сохранилась хорошо, хотя ее осталось не слишком много. В притворе ее сохранилось больше, на холстах осталось около 50%».

В поисках набросков и картонов Рябушкина обращались в архивы Ростова Великого и Костромы, а также Русского музея и Исаакиевского собора. Документально известно, что художник делал эскизы по мотивам древнерусской стенописи в церквях XVI–XVII веков в Ярославле и Ростове. Сейчас несколько хорошо сохранившихся фрагментов живописи отреставрированы, остальные воссозданы. Помещение бывшей церкви станет классом для обучения хоровому церковному пению.

Отреставрированы деревянные балконы. Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория
Отреставрированы деревянные балконы.
Фото: Санкт–Петербургская государственная консерватория

Завершилась и реставрация парадной лестницы. Специалисты расчистили мраморные ступени. Для замены расколотых подобрали мрамор, идентичный историческому, — это итальянский сорт Bianco Carrara. Для воссоздания площадок использовали редкий темный мрамор Bordiglio. На стенах и внутреннем своде отреставрировано более 300 кв. м лепного декора. Лестнице возвращен исторический светло­-бежевый цвет.

По плану окончание всех работ ожидается осенью 2024 года.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+