18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каким запомнили Илью Репина его многочисленные ученики

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» — это более 100 произведений, организованных вокруг десяти поучительных эпизодов из жизни мастерской Репина. Вместе они рассказывают историю очень необычного наставничества

Экспозиция «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим» посвящена педагогической деятельности Ильи Репина (1844–1930). Пик этой деятельности пришелся на 1894–1907 годы, когда он был профессором — руководителем мастерской в Академии художеств. Иногда в его мастерской занималось до 90 человек при стандартном наборе в 30 учеников.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

О педагогической системе Репина остались противоречивые воспоминания. Александр Бенуа писал, что Илья Ефимович вначале учениками очаровывался, потом, наоборот, терял к ним интерес, и это вносило в обучение определенный сумбур. Сам Репин, особенно в первые пять лет профессорства, был воодушевлен, сообщал своей знакомой Елизавете Званцевой, что мастерская — лучшее его «развлечение», а общение с молодежью «очень оживляет и радует».

Из мастерской Репина вышло большое количество художников, самые из них известные — Осип Браз, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Зинаида Серебрякова, Валентин Серов, Константин Сомов. Они не были похожи друг на друга и тем более на Репина, при этом относились к Илье Ефимовичу с большим почтением. И это был один из его педагогических принципов: не превращать воспитанников в своих эпигонов.

Константин Сомов. «Спящая молодая женщина». 1922. Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Константин Сомов. «Спящая молодая женщина». 1922.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Тема «Репин и ученики» горячо любима российскими музеями, потому что практически в каждой коллекции есть соответствующие работы и из них можно сделать выставку, и такие проекты случались не раз. Музей «Новый Иерусалим» собрал 114 произведений из 20 музеев и 4 частных коллекций, но дело не только в количестве. Выставке предшествовала большая исследовательская работа, и в результате структуру экспозиции выстроили в нескольких плоскостях. Перед зрителями десять эпизодов из жизни Репина и его мастерской — иногда смешных, иногда поучительных. Но есть и более глубокий пласт повествования: нас проведут по пути, по которому проходили ученики, работая рука об руку с мастером и постепенно отделяясь и отдаляясь от него.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

«Наша выставка — это не столько рассказ о школе, наподобие такой, какую создал Павел Чистяков или Ян Ционглинский. Это история необычного наставничества, история выдающегося художника в нестандартной для него роли», — говорит куратор Ксения Новохатько.

Репин, например, никогда студенческие работы не правил. Он мог дать совет или становился рядом и рисовал на собственном листе. Он считал, что ученики приходят к нему за повышением квалификации, за магистерской степенью, и, когда заявлял, что относится к студентам как к друзьям, это не былой фигурой речи: у Репина в мастерской царило равенство.

Николай Богданов-Бельский. «Лето». 1911. Фото: Музей русского импрессионизма
Николай Богданов-Бельский. «Лето». 1911.
Фото: Музей русского импрессионизма

Экспозиция, за архитектуру которой отвечало бюро Юлии Наполовой PS Culture, разделена на три части. Названия им дали цитаты-заветы Ильи Ефимовича, раскрывающие его основные художественные принципы. Первая, «Тело так тело», посвящена рисованию с натуры (Репин называл себя «рабом натуры»). Выставочное пространство стилизовано под мастерскую художника. Вторая часть носит название «Учитесь у природы». Здесь сосредоточены небольшие этюды как самого Репина, так и его учеников. В мастерской часто устраивали просмотры и обсуждения работ, в обязательном порядке такие вернисажи проходили после летних каникул. «Мы смоделировали в зале гипотетическую отчетную летнюю выставку, тем более что в музеях этюды находятся в запасниках, собрать большое их количество в одном месте — это уже новость», — рассказала куратор.

Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи». 1906. Фото: Собрание Владимира Некрасова
Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи». 1906.
Фото: Собрание Владимира Некрасова

В том же втором зале собраны автопортреты художников. По мнению Репина, собственная физиономия — ближайшая натура, данная живописцу в изучение. У самого мэтра было порядка десяти живописных автопортретов и несколько десятков карандашных.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Следующий шаг учеников — портреты друзей и родственников, ближайшего круга, работы уже самостоятельные, но еще не на заказ. На выставке можно увидеть портреты жен Серова и Кустодиева, сестры Малявина — и тут же незаконченный портрет пианистки Марии Бенуа (1884) кисти Репина. Именно незавершенность этой картины раскрывает нам живописную мощь мастера: видно, как стремительно он лепил объем и как смело работал с цветом.

Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой». 1889. Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой». 1889.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Финальный раздел, «Идите своим собственным путем», дает представление о стилевом разнообразии репинских воспитанников. Одни из них продолжили реалистическую линию, вторые стали импрессионистами, третьи ушли в сторону символизма и модерна, примкнули к объединению «Мир искусства», а Алексей Явленский и Марианна Веревкина, позанимавшись у Репина, уехали в 1896-м в Мюнхен, и сегодня их считают яркими представителями европейского экспрессионизма. Элементы всех этих стилей можно найти у Репина.

Исаак Бродский. «Академическая дача». 1907. Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Исаак Бродский. «Академическая дача». 1907.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Ксения Новохатько подчеркивает, что учитель, в свою очередь, испытал влияние учеников. Примечательно здесь сравнение работы Малявина «Бабы» (авторское повторение этапного полотна 1899 года «Смех») и последней картины Репина «Гопак» (1927). Безудержная пляска, горячий алый цвет — перекличка очевидна.

Музей-заповедник «Новый Иерусалим»
«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+