Экспозиция «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим» посвящена педагогической деятельности Ильи Репина (1844–1930). Пик этой деятельности пришелся на 1894–1907 годы, когда он был профессором — руководителем мастерской в Академии художеств. Иногда в его мастерской занималось до 90 человек при стандартном наборе в 30 учеников.
О педагогической системе Репина остались противоречивые воспоминания. Александр Бенуа писал, что Илья Ефимович вначале учениками очаровывался, потом, наоборот, терял к ним интерес, и это вносило в обучение определенный сумбур. Сам Репин, особенно в первые пять лет профессорства, был воодушевлен, сообщал своей знакомой Елизавете Званцевой, что мастерская — лучшее его «развлечение», а общение с молодежью «очень оживляет и радует».
Из мастерской Репина вышло большое количество художников, самые из них известные — Осип Браз, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Зинаида Серебрякова, Валентин Серов, Константин Сомов. Они не были похожи друг на друга и тем более на Репина, при этом относились к Илье Ефимовичу с большим почтением. И это был один из его педагогических принципов: не превращать воспитанников в своих эпигонов.
Тема «Репин и ученики» горячо любима российскими музеями, потому что практически в каждой коллекции есть соответствующие работы и из них можно сделать выставку, и такие проекты случались не раз. Музей «Новый Иерусалим» собрал 114 произведений из 20 музеев и 4 частных коллекций, но дело не только в количестве. Выставке предшествовала большая исследовательская работа, и в результате структуру экспозиции выстроили в нескольких плоскостях. Перед зрителями десять эпизодов из жизни Репина и его мастерской — иногда смешных, иногда поучительных. Но есть и более глубокий пласт повествования: нас проведут по пути, по которому проходили ученики, работая рука об руку с мастером и постепенно отделяясь и отдаляясь от него.
«Наша выставка — это не столько рассказ о школе, наподобие такой, какую создал Павел Чистяков или Ян Ционглинский. Это история необычного наставничества, история выдающегося художника в нестандартной для него роли», — говорит куратор Ксения Новохатько.
Репин, например, никогда студенческие работы не правил. Он мог дать совет или становился рядом и рисовал на собственном листе. Он считал, что ученики приходят к нему за повышением квалификации, за магистерской степенью, и, когда заявлял, что относится к студентам как к друзьям, это не былой фигурой речи: у Репина в мастерской царило равенство.
Экспозиция, за архитектуру которой отвечало бюро Юлии Наполовой PS Culture, разделена на три части. Названия им дали цитаты-заветы Ильи Ефимовича, раскрывающие его основные художественные принципы. Первая, «Тело так тело», посвящена рисованию с натуры (Репин называл себя «рабом натуры»). Выставочное пространство стилизовано под мастерскую художника. Вторая часть носит название «Учитесь у природы». Здесь сосредоточены небольшие этюды как самого Репина, так и его учеников. В мастерской часто устраивали просмотры и обсуждения работ, в обязательном порядке такие вернисажи проходили после летних каникул. «Мы смоделировали в зале гипотетическую отчетную летнюю выставку, тем более что в музеях этюды находятся в запасниках, собрать большое их количество в одном месте — это уже новость», — рассказала куратор.
В том же втором зале собраны автопортреты художников. По мнению Репина, собственная физиономия — ближайшая натура, данная живописцу в изучение. У самого мэтра было порядка десяти живописных автопортретов и несколько десятков карандашных.
Следующий шаг учеников — портреты друзей и родственников, ближайшего круга, работы уже самостоятельные, но еще не на заказ. На выставке можно увидеть портреты жен Серова и Кустодиева, сестры Малявина — и тут же незаконченный портрет пианистки Марии Бенуа (1884) кисти Репина. Именно незавершенность этой картины раскрывает нам живописную мощь мастера: видно, как стремительно он лепил объем и как смело работал с цветом.
Финальный раздел, «Идите своим собственным путем», дает представление о стилевом разнообразии репинских воспитанников. Одни из них продолжили реалистическую линию, вторые стали импрессионистами, третьи ушли в сторону символизма и модерна, примкнули к объединению «Мир искусства», а Алексей Явленский и Марианна Веревкина, позанимавшись у Репина, уехали в 1896-м в Мюнхен, и сегодня их считают яркими представителями европейского экспрессионизма. Элементы всех этих стилей можно найти у Репина.
Ксения Новохатько подчеркивает, что учитель, в свою очередь, испытал влияние учеников. Примечательно здесь сравнение работы Малявина «Бабы» (авторское повторение этапного полотна 1899 года «Смех») и последней картины Репина «Гопак» (1927). Безудержная пляска, горячий алый цвет — перекличка очевидна.
Музей-заповедник «Новый Иерусалим»
«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»
До 27 июля