18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каким запомнили Илью Репина его многочисленные ученики

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» — это более 100 произведений, организованных вокруг десяти поучительных эпизодов из жизни мастерской Репина. Вместе они рассказывают историю очень необычного наставничества

Экспозиция «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим» посвящена педагогической деятельности Ильи Репина (1844–1930). Пик этой деятельности пришелся на 1894–1907 годы, когда он был профессором — руководителем мастерской в Академии художеств. Иногда в его мастерской занималось до 90 человек при стандартном наборе в 30 учеников.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

О педагогической системе Репина остались противоречивые воспоминания. Александр Бенуа писал, что Илья Ефимович вначале учениками очаровывался, потом, наоборот, терял к ним интерес, и это вносило в обучение определенный сумбур. Сам Репин, особенно в первые пять лет профессорства, был воодушевлен, сообщал своей знакомой Елизавете Званцевой, что мастерская — лучшее его «развлечение», а общение с молодежью «очень оживляет и радует».

Из мастерской Репина вышло большое количество художников, самые из них известные — Осип Браз, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Зинаида Серебрякова, Валентин Серов, Константин Сомов. Они не были похожи друг на друга и тем более на Репина, при этом относились к Илье Ефимовичу с большим почтением. И это был один из его педагогических принципов: не превращать воспитанников в своих эпигонов.

Константин Сомов. «Спящая молодая женщина». 1922. Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Константин Сомов. «Спящая молодая женщина». 1922.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Тема «Репин и ученики» горячо любима российскими музеями, потому что практически в каждой коллекции есть соответствующие работы и из них можно сделать выставку, и такие проекты случались не раз. Музей «Новый Иерусалим» собрал 114 произведений из 20 музеев и 4 частных коллекций, но дело не только в количестве. Выставке предшествовала большая исследовательская работа, и в результате структуру экспозиции выстроили в нескольких плоскостях. Перед зрителями десять эпизодов из жизни Репина и его мастерской — иногда смешных, иногда поучительных. Но есть и более глубокий пласт повествования: нас проведут по пути, по которому проходили ученики, работая рука об руку с мастером и постепенно отделяясь и отдаляясь от него.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

«Наша выставка — это не столько рассказ о школе, наподобие такой, какую создал Павел Чистяков или Ян Ционглинский. Это история необычного наставничества, история выдающегося художника в нестандартной для него роли», — говорит куратор Ксения Новохатько.

Репин, например, никогда студенческие работы не правил. Он мог дать совет или становился рядом и рисовал на собственном листе. Он считал, что ученики приходят к нему за повышением квалификации, за магистерской степенью, и, когда заявлял, что относится к студентам как к друзьям, это не былой фигурой речи: у Репина в мастерской царило равенство.

Николай Богданов-Бельский. «Лето». 1911. Фото: Музей русского импрессионизма
Николай Богданов-Бельский. «Лето». 1911.
Фото: Музей русского импрессионизма

Экспозиция, за архитектуру которой отвечало бюро Юлии Наполовой PS Culture, разделена на три части. Названия им дали цитаты-заветы Ильи Ефимовича, раскрывающие его основные художественные принципы. Первая, «Тело так тело», посвящена рисованию с натуры (Репин называл себя «рабом натуры»). Выставочное пространство стилизовано под мастерскую художника. Вторая часть носит название «Учитесь у природы». Здесь сосредоточены небольшие этюды как самого Репина, так и его учеников. В мастерской часто устраивали просмотры и обсуждения работ, в обязательном порядке такие вернисажи проходили после летних каникул. «Мы смоделировали в зале гипотетическую отчетную летнюю выставку, тем более что в музеях этюды находятся в запасниках, собрать большое их количество в одном месте — это уже новость», — рассказала куратор.

Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи». 1906. Фото: Собрание Владимира Некрасова
Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи». 1906.
Фото: Собрание Владимира Некрасова

В том же втором зале собраны автопортреты художников. По мнению Репина, собственная физиономия — ближайшая натура, данная живописцу в изучение. У самого мэтра было порядка десяти живописных автопортретов и несколько десятков карандашных.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Следующий шаг учеников — портреты друзей и родственников, ближайшего круга, работы уже самостоятельные, но еще не на заказ. На выставке можно увидеть портреты жен Серова и Кустодиева, сестры Малявина — и тут же незаконченный портрет пианистки Марии Бенуа (1884) кисти Репина. Именно незавершенность этой картины раскрывает нам живописную мощь мастера: видно, как стремительно он лепил объем и как смело работал с цветом.

Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой». 1889. Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой». 1889.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Финальный раздел, «Идите своим собственным путем», дает представление о стилевом разнообразии репинских воспитанников. Одни из них продолжили реалистическую линию, вторые стали импрессионистами, третьи ушли в сторону символизма и модерна, примкнули к объединению «Мир искусства», а Алексей Явленский и Марианна Веревкина, позанимавшись у Репина, уехали в 1896-м в Мюнхен, и сегодня их считают яркими представителями европейского экспрессионизма. Элементы всех этих стилей можно найти у Репина.

Исаак Бродский. «Академическая дача». 1907. Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Исаак Бродский. «Академическая дача». 1907.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Ксения Новохатько подчеркивает, что учитель, в свою очередь, испытал влияние учеников. Примечательно здесь сравнение работы Малявина «Бабы» (авторское повторение этапного полотна 1899 года «Смех») и последней картины Репина «Гопак» (1927). Безудержная пляска, горячий алый цвет — перекличка очевидна.

Музей-заповедник «Новый Иерусалим»
«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+