18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каким запомнили Илью Репина его многочисленные ученики

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» — это более 100 произведений, организованных вокруг десяти поучительных эпизодов из жизни мастерской Репина. Вместе они рассказывают историю очень необычного наставничества

Экспозиция «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим» посвящена педагогической деятельности Ильи Репина (1844–1930). Пик этой деятельности пришелся на 1894–1907 годы, когда он был профессором — руководителем мастерской в Академии художеств. Иногда в его мастерской занималось до 90 человек при стандартном наборе в 30 учеников.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

О педагогической системе Репина остались противоречивые воспоминания. Александр Бенуа писал, что Илья Ефимович вначале учениками очаровывался, потом, наоборот, терял к ним интерес, и это вносило в обучение определенный сумбур. Сам Репин, особенно в первые пять лет профессорства, был воодушевлен, сообщал своей знакомой Елизавете Званцевой, что мастерская — лучшее его «развлечение», а общение с молодежью «очень оживляет и радует».

Из мастерской Репина вышло большое количество художников, самые из них известные — Осип Браз, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Зинаида Серебрякова, Валентин Серов, Константин Сомов. Они не были похожи друг на друга и тем более на Репина, при этом относились к Илье Ефимовичу с большим почтением. И это был один из его педагогических принципов: не превращать воспитанников в своих эпигонов.

Константин Сомов. «Спящая молодая женщина». 1922. Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Константин Сомов. «Спящая молодая женщина». 1922.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Тема «Репин и ученики» горячо любима российскими музеями, потому что практически в каждой коллекции есть соответствующие работы и из них можно сделать выставку, и такие проекты случались не раз. Музей «Новый Иерусалим» собрал 114 произведений из 20 музеев и 4 частных коллекций, но дело не только в количестве. Выставке предшествовала большая исследовательская работа, и в результате структуру экспозиции выстроили в нескольких плоскостях. Перед зрителями десять эпизодов из жизни Репина и его мастерской — иногда смешных, иногда поучительных. Но есть и более глубокий пласт повествования: нас проведут по пути, по которому проходили ученики, работая рука об руку с мастером и постепенно отделяясь и отдаляясь от него.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

«Наша выставка — это не столько рассказ о школе, наподобие такой, какую создал Павел Чистяков или Ян Ционглинский. Это история необычного наставничества, история выдающегося художника в нестандартной для него роли», — говорит куратор Ксения Новохатько.

Репин, например, никогда студенческие работы не правил. Он мог дать совет или становился рядом и рисовал на собственном листе. Он считал, что ученики приходят к нему за повышением квалификации, за магистерской степенью, и, когда заявлял, что относится к студентам как к друзьям, это не былой фигурой речи: у Репина в мастерской царило равенство.

Николай Богданов-Бельский. «Лето». 1911. Фото: Музей русского импрессионизма
Николай Богданов-Бельский. «Лето». 1911.
Фото: Музей русского импрессионизма

Экспозиция, за архитектуру которой отвечало бюро Юлии Наполовой PS Culture, разделена на три части. Названия им дали цитаты-заветы Ильи Ефимовича, раскрывающие его основные художественные принципы. Первая, «Тело так тело», посвящена рисованию с натуры (Репин называл себя «рабом натуры»). Выставочное пространство стилизовано под мастерскую художника. Вторая часть носит название «Учитесь у природы». Здесь сосредоточены небольшие этюды как самого Репина, так и его учеников. В мастерской часто устраивали просмотры и обсуждения работ, в обязательном порядке такие вернисажи проходили после летних каникул. «Мы смоделировали в зале гипотетическую отчетную летнюю выставку, тем более что в музеях этюды находятся в запасниках, собрать большое их количество в одном месте — это уже новость», — рассказала куратор.

Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи». 1906. Фото: Собрание Владимира Некрасова
Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи». 1906.
Фото: Собрание Владимира Некрасова

В том же втором зале собраны автопортреты художников. По мнению Репина, собственная физиономия — ближайшая натура, данная живописцу в изучение. У самого мэтра было порядка десяти живописных автопортретов и несколько десятков карандашных.

Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Следующий шаг учеников — портреты друзей и родственников, ближайшего круга, работы уже самостоятельные, но еще не на заказ. На выставке можно увидеть портреты жен Серова и Кустодиева, сестры Малявина — и тут же незаконченный портрет пианистки Марии Бенуа (1884) кисти Репина. Именно незавершенность этой картины раскрывает нам живописную мощь мастера: видно, как стремительно он лепил объем и как смело работал с цветом.

Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой». 1889. Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой». 1889.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Финальный раздел, «Идите своим собственным путем», дает представление о стилевом разнообразии репинских воспитанников. Одни из них продолжили реалистическую линию, вторые стали импрессионистами, третьи ушли в сторону символизма и модерна, примкнули к объединению «Мир искусства», а Алексей Явленский и Марианна Веревкина, позанимавшись у Репина, уехали в 1896-м в Мюнхен, и сегодня их считают яркими представителями европейского экспрессионизма. Элементы всех этих стилей можно найти у Репина.

Исаак Бродский. «Академическая дача». 1907. Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Исаак Бродский. «Академическая дача». 1907.
Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Ксения Новохатько подчеркивает, что учитель, в свою очередь, испытал влияние учеников. Примечательно здесь сравнение работы Малявина «Бабы» (авторское повторение этапного полотна 1899 года «Смех») и последней картины Репина «Гопак» (1927). Безудержная пляска, горячий алый цвет — перекличка очевидна.

Музей-заповедник «Новый Иерусалим»
«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+