18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Теперь еще лет 50 простоит»: Эрмитаж заканчивает реставрацию «Красного вагона» Кабаковых

Инсталляция состоит из трех частей: конструктивистской лестницы в небо, товарного вагона и груды мусора. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Инсталляция состоит из трех частей: конструктивистской лестницы в небо, товарного вагона и груды мусора.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

На восстановление одной из самых известных тотальных инсталляций концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых, установленной в Восточном крыле Главного штаба в 2011 году, ушло четыре года. В апреле «Красный вагон» вновь будет доступен публике

27 мая будет год, как ушел из жизни Илья Кабаков. За месяц до годовщины со дня смерти художника одна из ключевых его работ, созданная им в соавторстве с супругой Эмилией, предстанет в обновленном виде в Главном штабе Государственного Эрмитажа. «Красный вагон» — символическая иллюстрация истории Советского Союза с момента его рождения до момента распада. Инсталляция состоит из трех частей: конструктивистской лестницы в небо, товарного вагона и груды мусора. Красный вагон без колес — сама по себе конструкция говорит, что с места он сдвинуться не может. Его борта декорированы панно в стиле соцреализм — утопическими сценами из советской жизни. Внутри вагона — длинная скамья, перед которой большое живописное полотно — с видом на прекрасный город будущего. Картина «светлого будущего» подсвечена в теплых тонах и вызывает чувство ностальгии, которое усиливается еще и помощью бравурной музыки 1930-х годов (в аранжировке друга Кабакова — Владимира Тарасова). Свет создает впечатление, что зритель смотрит на нереальную картинку из пустоты. На выходе из вагона — куча мусора в виде груды досок — символичный итог истории СССР. Это обломки страны и рухнувших идеалов.

Основной реставрационной задачей было восстановить лестницу, поскольку она прогнулась под собственной тяжестью. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Основной реставрационной задачей было восстановить лестницу, поскольку она прогнулась под собственной тяжестью.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Впервые инсталляция была представлена в Дюссельдорфе за несколько месяцев до распада СССР. Существует два варианта «Красного вагона», отличных в деталях и размерах. Первый, 1991 года, находится в Музее Висбадена. Вторая версия была построена для выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Музее современного искусства «Гараж» в 2008 году, а оттуда переехала в Эрмитаж. Авторы передали петербургскому музею свою работу в дар. Эта версия «Красного вагона» отличается от немецкого варианта высотой лестницы (в Эрмитаже она длиннее). К тому же вагон на деревянных подпорках вместо колец установлен на постаменте, что придает конструкции монументальность. Основной реставрационной задачей было восстановить лестницу, поскольку она прогнулась под собственной тяжестью.

17-метровая конструкция, устремленная ввысь, напоминающая об идеях Владимира Татлина и поисках новых форм на заре советского государства, сделана из лиственницы. «Это плотный и тяжелый материал. Самая большая проблема — это ее вес. Со временем лестница изогнулась под собственным весом, а когда деревянные детали несколько лет в таком положении, то начинаются коробления. В итоге конструкция осела», — пояснил руководитель лаборатории научной реставрации мебели Эрмитажа Владимир Градов, на отдел которого легла задача восстановления этой части инсталляции.

Задачами реставрации было восстановление авторского вида инсталляции и приспособление ее к ежедневной встрече со зрителями. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Задачами реставрации было восстановление авторского вида инсталляции и приспособление ее к ежедневной встрече со зрителями.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Оказалось, что стандартные леса не подходят для демонтажа конструкции. «Пришлось выдумать свои леса», — уточнил Градов. Лестницу разобрали и перевезли в реставрационную мастерскую в Старой Деревне. По словам главы лаборатории научной реставрации мебели, там выяснилось, что большинство деталей в порядке и не требуют замены. Четыре новых бруска изготовили из качественной лиственницы, закупленной для реставрации. Остальные части конструкции почистили от грязи и покрыли специальным защитным составом. На прошлой неделе лестницу с обновленными элементами собрали в Главном штабе Эрмитажа, укрепив конструкции металлическими трубками и болтами, которые замаскировали под дерево. «Правило любой реставрации — максимально сохранять оригинальный материал. Только если есть угроза разрушения — заменяют. Поэтому вмешивались по минимуму. Теперь конструкция прошита насквозь в трех местах. Лет 50 еще простоит», — отчитался Градов.

Живопись внутри инсталляции реставрировать не пришлось: с ней все в порядке. А вот 16 декоративных панно с авторской тонировкой обветшали. Дело в том, что в атриуме стеклянная крыша, отчего температурно-влажностный режим в помещении нестабилен. Из-за конденсата изображения «поплыли».

Живопись внутри инсталляции реставрировать не пришлось: с ней все в порядке. А вот 16 декоративных панно с авторской тонировкой обветшали. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Живопись внутри инсталляции реставрировать не пришлось: с ней все в порядке. А вот 16 декоративных панно с авторской тонировкой обветшали.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«С точки зрения этики реставрации было бы неправильно восстанавливать панно классическими живописными методами, поскольку изначально они сделаны в технике цифровой печати. Поэтому после всестороннего обсуждения этого вопроса, консультации с авторами мы приняли решение о создании копий. Они выполнены в той же цифровой технике, но с использованием более современных влагостойких составов. Оригинальные панно отправятся для постоянного хранения в реставрационный центр в Старой Деревне, где будут находиться в идеальных для их сохранности условиях. Основными задачами данной реставрации было восстановление авторского вида инсталляции — с одной стороны. А другой — приспособление ее к ежедневной встрече со зрителями. С ними удалось справиться», — рассказала завотделом современного искусства Эрмитажа Марина Шульц.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+