При взгляде на живопись Юрия Уляшева сразу замечаешь ее цветность, мозаичность и обращенность к детству. Теплые и далекие, но в то же время знакомые образы из детских воспоминаний, красочные сюрреалистичные сюжеты, напоминающие обрывки сновидений, яркие абсурдные элементы, будто сгенерированные программой искусственного интеллекта, составляют и метафизическую, и материальную мозаику его полотен. В этой яркой отрывистости проявляется отражение постоянно увеличивающейся дробности современного мира, который все больше мыслит короткими яркими вспышками соцсетей — их бесконечных и многообразных «рилсов», твитов и прочих кратких медиасообщений.
Важное место в подходе художника к живописи занимает путешествие вдоль всего спектра графических возможностей линий и форм. В этом процессе Уляшев опирается на свой многолетний опыт руководителя креативного дизайнерского агентства — картины Юрия отличаются лаконичностью, законченностью, можно сказать, математичностью композиционных решений. Сюжеты картин включают в себя простые и повседневные образы, как правило одиночные, размещенные на пестром цветном фоне. Чаще всего это животные, растения, здания, мультяшные герои из коллективного прошлого. Легко узнаваемые, они плавно перетекают в простые графические абстракции и затем вновь стремятся обрести форму более сложных образов и композиций. Эта волнообразная игра от простых образов к более сложным и обратно — важная черта подхода художника, и часто ее можно наблюдать даже в пределах одного произведения.
Работа с прямыми яркими цветами — другая отличительная особенность живописи Уляшева. Через обращение к широким цветовым возможностям его любимого медиума — масляных красок — художник расставляет нужные ему акценты и вкладывает в работы ценное для него свойство жизнелюбия, которое он стремится передать зрителю. Цветовая энергия картин Уляшева почти физически ощутима и тактильна, она подчеркивает условность рисунка, его игривый характер и усиливает звучание ритма его линий и контуров.
Искусство Юрия Уляшева не провокационно в том смысле, в котором бывают — а иногда обязаны быть — провокационны объекты современного искусства, нередко использующие спорные приемы с целью возбуждения эмоционального эффекта. Он не стремится вызывать у и без того перегруженного впечатлениями зрителя шквал реакций, его подход не манипулятивен, а, скорее, кооперативен, то есть нацелен на взаимодействие. Художник видит в публике не соперника, а друга, такого же путника, идущего сквозь и без того полный сложностей мир. Через свои картины он протягивает зрителю образную руку дружбы и предлагает на мгновение задержаться и оценить целительность простой человеческой связи в совместном созерцании предмета искусства.
Довольно сложно поместить искусство Уляшева в какую-то определенную категорию на исторической карте художественного мастерства. Его работы соединяют в себе различные стили и направления живописи. Мы видим здесь и стилистику русского модернизма, например отсылки к «кристаллической» живописи Михаила Врубеля, и безусловное влияние авангарда в части энергичности цветовых пятен, мозаичности форм, стремления к поиску собственного уникального языка. Художник часто упоминает об оказавшем на него сильнейшее влияние творчестве Василия Кандинского и всегда стремится проявить в живописи присущее его кумиру смелое обращение с цветом и любовь к абстракции.
Народное наивное искусство, разновидность ар-брют, с его стремлением к простоте, искренности и практически детской непосредственности также всплывает в памяти при взгляде на многие картины художника. Очевидно, что территория детства является для Уляшева местом бесконечного поиска вдохновения и вспоминания базовых идей детской картины мира, на основе которых художник затем создает свою живопись.
Живопись Юрия Уляшева напоминает и о первобытном искусстве, его архетипичности образов, лаконичности и универсальности форм. Красочные графические стилизации в работах художника находятся где-то рядом со сказочными иллюстрациями Виктора Васнецова. Наконец, мы вспоминаем и про искусство китча, которое ныряет глубоко в народное подсознание и вытаскивает с его дна самые простые, глубокие, наивные и детские первообразы. Как и китч, творчество Уляшева пронизано эстетикой примитивного, эксцентричного и наивного. Вот мы видим обезьянку, слушающую музыку в современных ярких наушниках, и неожиданные сочетания образов передают атмосферу праздника и погружают в состояние детской радости. Художник, как ребенок, с удовольствием играет с культурными стереотипами и ожиданиями, придавая известным образам новые импульсы и интерпретации.
Картины Уляшева отсылают и к такому известному течению современного искусства, как американский поп-арт с его яркой цветностью и акцентами на графичности и прикладном дизайне. Произведения Энди Уорхола не могли не оказать неизбежного влияния на творчество художника, имеющего многолетний опыт работы в креативном дизайне. Следуя основному кредо короля поп-арта, Уляшев включает в искусство обыденную жизнь, отказываясь от какой-либо иерархии между ними: быт и повседневность не противопоставляются искусству и живут в нем, а картины художника, по словам его покупателей, естественно вписываются в контекст бытового мира.
Самая яркая серия картин Юрия Уляшева под названием «Родом из детства» представляет собой пример его эклектического подхода. Проект включает в себя работы, выполненные в манере, которую можно назвать «фигуративная абстракция». Здесь геометрическая абстракция служит одновременно фоном и каркасом живописного полотна, а хорошо узнаваемые фигуры массовой культуры — от Чебурашки до Спайдермена — призваны не столько развлекать публику, сколько иронично переозначивать авангардное наследие. Это эксперимент художника, в котором он соединяет супрематические пространства с образами из всемирно известных мультфильмов XX и XXI веков. В работах серии можно увидеть отсылки как к нашему коллективному детству, так и к явлениям текущей массовой культуры. Например, в картине «Открывая нового себя» художник символически разбивает «Черный квадрат» Малевича, напоминая нам о событиях ковидного времени, когда все личное общение на длительный срок перешло в форму «черного квадрата» Zoom. Флюидность форм и сюжетов прослеживается и здесь. Например, в форме прямоугольника в одной из картин спрятан герой известного российского мультфильма «Маша и Медведь». В другой работе («Чу-чу, Пикачу») мы видим, по сути, зашифрованную концепцию эклектического подхода художника. Этот подход, как энергия электрического хвоста Пикачу, пронзает годы, места, события, стили, образы, из которых художник складывает мозаику своих глубоко личных картин.
Где-то на пересечении этих «семи дорог» и находится искусство Юрия Уляшева. Объединяя и развивая элементы различных художественных стилей и течений, в каждой работе он стремится находить этот перекресток, одновременно укорененный в исторической последовательности и позволяющий рождать новый узнаваемый художественный язык, который является целью любого автора.
В творчестве Юрия Уляшева можно разглядеть и его личную историю, в которой сам художник представляет собой пример смелого, трудолюбивого и одаренного человека, успешно поворачивающего профессиональную бизнес-карьеру в русло современного искусства, основываясь как на индивидуальном человеческом опыте, так и на историческом и культурном наследии русских и зарубежных художников.
Галерея Fine Art (4-й Сыромятнический пер., д. 1/8, стр. 9, ЦСИ «Винзавод»),
Москва «Трэш-авангард»
С 9 по 28 апреля
Я непоседа и немного хулиган. Все свое раннее детство я проводил в студии моей любимой бабушки — художника-монументалиста огромного предприятия «Криворожсталь» Надежды Лысенко. Ее плакаты закрывали фасады девятиэтажных домов. Я вырос на изображениях Ленина, Энгельса, Маркса. С ностальгией вспоминаю студию бабушки, запах растворителей и красок. Вместе с родителями в 11 лет я улетел на Крайний Север, в маленький золотодобывающий поселок. Девять месяцев в году ежедневно любовался северным сиянием, полярными совами и уникальной природой по-настоящему крайнего Севера.
По окончании школы я приехал учиться в Московский университет. Параллельно начал профессионально заниматься рекламой, быстро дорос до топ-менеджера и 30 лет своей рекламной карьеры делал креатив и коммуникационные сообщения для известнейших российских и мировых брендов, таких как МТС, Сбербанк, «Босналек», Audi, Lacalut. И рисовал, рисовал, рисовал…
К этому времени я, конечно, уже начал серьезно учиться живописи — сначала несколько лет в Школе искусств Перотти, а потом в мастерской художников Ивана Коршунова и Анастасии Кузнецовой-Руф.
В 2022 году окончил флагманскую программу Школы управления «Сколково», где буквально нарисовал лекции всемирно известных профессоров. По итогам завершения образования выпустил арт-альбом — уникальную книгу «EMBA. Сколково. Фундамент» с полным курсом лекций программы. Книга стала бестселлером книжного рынка, и за первый год было продано книг на сумму более $200 тыс.
В марте 2020 года к нам пришел COVID. Офисы отправились на удаленную работу. Мы начали активно использовать Zoom и Teams. И часто на встречах кто-то не включал камеру. Меня всегда мучило любопытство, что он там делает, за этим черным квадратом. Хотелось эти квадраты разбить, чтобы те, кто за ними скрывается, показали мне истинных себя. Размышляя над этим, я понял, что хочу вернуть людей в детство, в неупорядоченный и яркий мир, который всегда кажется счастливым. Основным моим мотивом стала ностальгия, понимание того, как мы уязвимы и как зависимы от того, что с нами случилось в детстве. Я черпаю темы из моего детства. В советское время мультиков показывали мало, мне же постоянно хотелось новых серий. Когда у меня появились дети, я с ними стал заново проходить «Ну, погоди!», смотреть «Машу и Медведя», «Шрека», потом мультфильмы про Микки-Мауса и так далее. Мне сейчас почти 50 лет, но самые теплые, искренние воспоминания остались там, на территории детства, в студии моей бабушки-художника. Спасибо ей большое за это!
Художник, член Московского союза художников, президент артистического общества «Ассамблеи искусств», куратор выставки «Трэш-авангард»
Успешный бизнесмен, кипучий человек, обладающий жаждой развития и постижения нового, Юрий Уляшев открыл для себя свое второе «я» в мире художественного творчества на пике карьеры, никак не связанной с изобразительным искусством. Желание посвятить себя творчеству пронзило Юрия на том этапе зрелости, когда, казалось бы, в состоявшейся и успешной жизни ничего не хочется менять.
Почти 15 лет Юрий занимался развитием и воплощением в жизнь своего нового призвания реализовать себя как художника. Учился, совершенствовался, искал и начинал снова. В художественной среде становление профессионалом — это, пожалуй, самый долгий путь из всех других профессий. Юрий Уляшев прошел большую часть этого пути, что дает полное право говорить о нем как о мастере и художнике с собственным взглядом, почерком, образом.
В новом проекте «Родом из детства» Юрий совмещает две, на первый взгляд, совершенно разные традиции. Традиции русского авангарда и массовой поп-культуры. Супрематические структуры выстраиваются на картинах в довольно точно выверенную композицию. Уляшев занимается решением пластических художественных задач, работая с линией, пятном, фактурой и плоскостью. Известные мультипликационные персонажи встраиваются в динамичный композиционный ритм произведения. Такая вроде бы не новая задача решена художником в его собственной манере очень точно, с его личной искренней историей, а с композиционной точки зрения все произведения не просто выверены, но и имеют темп и остроту повествования. Кажущаяся простота художественной задачи сознательно подчеркивается художником простотой супрематических форм.
Художник, кандидат искусствоведения, куратор выставки «Трэш-авангард»
Юрий Уляшев является прекрасным примером нового художника, активно ищущего свою дорогу в искусстве. Опираясь на традиции русского авангарда, Юрий экспериментирует с формой и пространством, вводя в полотна знаменитых мультипликационных персонажей, тем самым примиряя две различные эпохи и формируя собственный пластический язык.
Директор и основатель Fine Art Gallery
В апреле этого года команда Fine Art Gallery отмечает 32 года со дня основания галереи. Уже четыре поколения художников участвовали в наших проектах в России и за рубежом.
За все эти годы мы не только представляли наших авторов в экспозициях музеев, ярмарок и других значимых мероприятий, но и вели образовательные программы, мастер-классы. Многие наши художники не только стали звездами на небосклоне современного искусства, но и преподают, передавая свои знания и уникальное видение.
Нам крайне интересно, что наши художники Ася Кузнецова-Руф и Иван Коршунов, которые сами пришли к нам после окончания института и сотрудничают с галереей уже больше десятилетия, выступили кураторами и педагогами художника и предпринимателя Юрия Уляшева. Такая преемственность очень важна для продолжения и развития, а также расширения способов взаимодействия бизнеса и искусства.
Художник, кандидат искусствоведения, куратор Fine Art Gallery, член АИАП ЮНЕСКО, член Союза художников России
В нашем, уже ХХI, веке появился новый негативистский взгляд на изыски творческой самодеятельности («чего покою-то нет?»). Сейчас чем лучше с технической стороны исполнено произведение, тем больше оно тяготеет, по мнению некоторых критиков, к гламуру. А «гламур» — коммерция. Коммерция, в свою очередь, «не искусство». Вот и те, кто его создавал на отечественной почве, сегодня из-за «глянцевости» работ или «советскости» прошлого стали восприниматься в лучшем случае «классикой», а в худшем — коммерческим «оформительством». Впрочем, почти все, что было когда-то «прорывом» в искусстве, теперь лишь «прикрывает дыры» на стенах и является объектом купли-продажи (в хорошем смысле слова).
Галерея FineArt представляет первую персональную выставку Юрия Уляшева. Она лишь кажется ироничной игрой в художника. Это не игра, а, возможно, новая строка в современном развитии живописи на отечественной почве. Эта выставка — концептуальная постирония. С легкой, а не саркастической улыбкой автор иронизирует над тем, что было сделано и стало классикой.
Юрий Уляшев делает свои работы потому, что ему это нравится. А не потому, что где-то услышал о значении авангарда для мировой культуры, или потому, что тренд. Он чувствует, а не лжет. И даже используя ставшие классическими приемы эксплуатации элементов массовой культуры, в данном случае мультфильмов, делает это, вспоминая детство. Он словно креативный школьник, рисующий на парте или пририсовывающий что-то смешное к иллюстрациям в учебнике. Главное — это искренне, главное — что с самоиронией. Главное — в поиске.
Искусствовед, куратор, автор теоретических исследований в области современного искусства, член-корреспондент РАХ
Искусство Юрия Уляшева естественно существует в художественной системе фолк-авангарда. Чистые в своем бескорыстии, пластические объекты выстраиваются по принципу самоподобия, словно очерченные лазерным лучом, генерируя беспрерывный процесс, близкий к развитию кристалла. Формальному жесту, обращенному к инновации, художник противопоставляет определенность традиции. Ее образность включает в себя лучизм Михаила Ларионова, структурную поэтику Наталии Гончаровой и орфический кубизм Александра Волкова, помноженные на актуальность стратегии «новой искренности».
Архетипические сюжеты и персонажи Юрия Уляшева открывают в органике парадокса неожиданные связи между русской волшебной сказкой и магическим фольклором «страны дремучих трав», Южной Америки. Их образность рождается естественно, они развиваются как организмы, забывая о своей отдельности, матричной автономности. Их склонность к простоте и одновременно к изысканности барокко позволяет им формировать новые последовательности, торжественно шествуя к совершенству.
Искусствовед
Не совсем справедливым кажется и довольно прямолинейное сравнение с кем-то из устоявшейся современной русской школы, например с тем же Александром Савко. Действительно, существуют визуальная параллель между ними и общий источник вдохновения. Однако существует и абсолютно разная эмоциональная и философская динамика. Если Савко — это желание в некоторой степени обескуражить и шокировать зрителя остроумным смешением знакомых ему образов и символов (что… скорее, относится к постмодерну), то Уляшев — это намерение вызвать в зрителе чувство саморефлексии и ностальгических переживаний метамодерна.
Партнерский материал