Мир стремительно движется вперед, поэтому поддержка, взаимопонимание и совместное развитие становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Вместе с банком ВТБ, среди главных ценностей которого неравнодушие и вера в эффективность совместной работы, мы хотим поговорить о сотрудничестве — в самых разных областях и измерениях. В рубрике «Музей будущего» мы публикуем примеры междисциплинарных проектов с участием музеев, в которых изобразительное искусство встречается с музыкой, кураторством, инклюзией и другими темами.
В принятом два года назад на Генеральной ассамблее Международного совета музеев (ИКОМ) определении подчеркивается важная социальная роль и доступность как основа современного музея. Напомним обновленную формулировку: «Музей — это некоммерческая, постоянно действующая организация на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они работают и общаются этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, развлечения, побуждая к размышлениям и обмену знаниями». Действительно, именно музеи рассказывают о том, кто мы, откуда пришли и как устроена наша жизнь, поэтому очень важно, чтобы никто не был исключен из сферы деятельности современного музея. Важно понимать, что инклюзия в музеях — это далеко не только специальные возможности для людей с инвалидностью, тут уместнее использовать термин «особые потребности», и стоит признать, что они могут возникать у каждого из нас, будь то родители маленьких детей, пожилые люди, люди с миграционным опытом, не освоившие пока в достаточной мере язык нашей страны, или те, кому трудно находиться в многолюдных местах.
По данным на 2023 год, число людей с инвалидностью в России составляет около 11 млн человек, это примерно 7,5% населения страны. В первом приближении, говоря о доступности и инклюзивности музеев, подразумеваются безбарьерная среда и специальные программы для людей с ограниченными возможностями. Однако инклюзия в музеях означает не только физическую доступность, такую как наличие пандусов, но и создание комфортной атмосферы благодаря обученному персоналу, который умеет правильно взаимодействовать с посетителями с различными потребностями. Кроме того, музеи предлагают разнообразные возможности и специальные условия: экскурсии на жестовом языке для глухих и слабослышащих, тактильные копии экспонатов для незрячих посетителей, а также тексты на ясном языке для людей с нейроотличиями (такие тексты есть в Доме культуры «ГЭС-2», например), «тихие часы» для людей с низким сенсорным порогом (проводились в тестовом режиме в ГМИИ им. А.С.Пушкина во время фестиваля «Почувствуй мир как я» в 2019-м и теперь включены в расписание работы музея).
Инклюзивные музеи стремятся к тому, чтобы каждый посетитель чувствовал себя равноправным участником культурного процесса, имел возможность получить новые знания и эмоции, а также внести свой вклад в общественную жизнь. Последний пункт касается, в частности, сотрудников с разными формами инвалидности в штате музея, что постепенно становится нормой. Они могут работать непосредственно с посетителям, в том числе с теми, у кого есть особые потребности, — проводить экскурсии и мастер-классы. У них есть важный практический опыт. Например, существуют экскурсии на жестовом языке с обратным переводом на голос. Очень важно, чтобы экскурсии на жестовом языке разрабатывались и проводились людьми с нарушениями слуха, так как жестовый язык является частью особой культуры. Одновременно, благодаря таким сотрудникам, слышащие посетители могут узнать авторскую позицию медиатора с инвалидностью по слуху, и это тоже совершенно уникальный опыт.
В последние годы проекты, направленные на развитие инклюзивности и доступности музеев, получают поддержку как на государственном уровне, так и в инициативах спонсоров, системно помогающих учреждениям культуры с собственными инклюзивными программами. С 2017-го в России в рамках проекта «Инклюзивный музей» раз в два года в декабре проводится инклюзивная акция «Музей для всех!». Проект помогает музеям создавать доступную среду для посетителей с инвалидностью, проводит тренинги, разрабатывает методические материалы и популяризирует успешные практики инклюзии.
«Инклюзивный музей» также сотрудничает с зарубежными музеями и изучает их опыт в создании инклюзивной среды. Так, перспективными представляются программы Королевской академии художеств в Лондоне, которая создала собственный арт-клуб для бездомных и ведет совместный художественный проект с хосписом. Амстердамский Рейксмузеум запустил проекты «Ночной дозор на гастролях» и «Ближе к Вермееру», отправив точные копии картин в тур по домам престарелых, где их смогут увидеть в том числе нетранспортабельные резиденты таких учреждений. Музей искусств Бруклина запустил специальные программы для детей из семей, приехавших в страну, и просто неблагополучных подростков. Инклюзивные практики могут быть поняты максимально широко и распространяться, например, на музейное программирование. Так, Стеделейк-музей в Амстердаме в последние годы сознательно делает упор на показ произведений художников неевропейского или североамериканского происхождения, стремясь преодолеть традиционный фокус историков искусства на изучение развития западной цивилизации.
Среди пионеров в области музейной инклюзии были главные российские музеи, как государственные (Пушкинский, Третьяковская галерея и музей-заповедник «Царицыно»), так и частные («Гараж», Музей русского импрессионизма и Дом культуры «ГЭС-2»). Эти музеи предлагают экскурсии на жестовом языке, создают тактильные копии экспонатов и записывают тифлокомментарии (подробное описание визуальных образов, специально подготовленное для слабовидящих). Кстати, внедрение тактильных копий и использование тифлокомментариев в музеях также призваны разрушить вредный стереотип о том, что музеи не предназначены для незрячих, поскольку они не могут видеть экспонаты. Посещение музея для незрячих людей, как и для всех остальных, является способом проведения досуга, социализации и общения. У них могут быть близкие и друзья без нарушений зрения, и в музее они могут проводить время вместе, а затем обмениваться впечатлениями. Примеры таких инклюзивных проектов включают подкаст «ТифлоМузей» от Пушкинского музея и открытие постоянной экспозиции в Русском музее, где можно трогать экспонаты.
Инклюзивные проекты музеев и в целом музеи, активно работающие в этом направлении, легче получают поддержку крупных компаний, которые уделяют внимание корпоративной социальной ответственности. Так, банк ВТБ реализует собственные проекты в этой области — «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих» и «Многоголосье тишины» (экскурсии и профориентация для детей с нарушениями слуха) — и участвует в партнерских проектах, в том числе с Еврейским музеем и центром толерантности, для развития доступной среды.
Среди других инклюзивных проектов отечественных музеев можно вспомнить тактильные экспозиции и специальные мероприятия для глухих, незрячих людей и посетителей с особенностями развития в Дарвиновском музее; арт-студию для детей и взрослых с синдромом Дауна, а также сенсорную сумку для посетителей с аутизмом в Третьяковке; программу для людей с деменцией в Пушкинском музее.
Негосударственные арт-институции, которые появились в России в последние десять лет, уже на стадии разработки концепции и строительства или приспособления здания взяли курс на музейную инклюзию. Они не переформатируют свои программы, как давно существующие музеи, а изначально уделяют внимание инклюзивным практикам, которые становятся фундаментом их работы с посетителями. Так, широкий диапазон программ для людей с особыми потребностями есть в Музее русского импрессионизма. Предлагаются бесплатные экскурсии и мастер-классы для посетителей с нарушениями слуха, зрения, особенностями развития, а также для тех, кто передвигается на скутерах и колясках. В публичную программу каждой выставки обязательно входят экскурсии с тифлокомментариями. Также в экспозицию, как правило, включены специальные ароматические композиции, созданные парфюмерами по мотивам представленных художественных произведений, что задействует в восприятии выставки еще и наше обоняние. На высоком уровне выполнено и оборудование музея для безбарьерного доступа. Предлагаются адаптированные детские занятия: программы на жестовом языке и программы для детей с ментальными особенностями, минимизирующие сенсорную нагрузку. По схожему пути пошли и создатели Центра «Зотов», где безбарьерная среда была продумана еще до его запуска. И сейчас в основе деятельности центра лежит именно системный подход к работе с людьми с инвалидностью. В рамках программы «В центре внимания» там проводятся экскурсии и мастер-классы для глухих и слабослышащих, творческие занятия для людей с ментальными особенностями и мероприятия для людей старшего возраста.
Выставка «Незримое искусство. Расширяя границы возможного» в Государственном Эрмитаже в 2021 году была направлена на вовлечение незрячих и слабовидящих людей. Она включала тактильные реконструкции фресок Пенджикента и фрагментов войлочного ковра из могильника Пазырык, доступные для осязания. Проект получил поддержку ювелирного Дома Cartier и стал значимым шагом в развитии музейной инклюзии, предлагая посетителям новый способ взаимодействия с искусством.
Осенью 2022 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея открылась выставка «Котел алхимика», посвященная зрению — основному чувству, через которое человек получает от 70 до 98% информации о мире. Выставка предлагала альтернативные способы взаимодействия с искусством, такие как «тактильное зрение» и «незрительное восприятие». Центральными экспонатами стали керамические объекты японского художника Нисимуры Ёхэя, созданные специально для выставки и подчеркивающие тактильное взаимодействие.
Несмотря на передовой опыт отдельных российских музеев, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, говорить о всеобщей музейной инклюзии в России пока рано. В частности, региональным музеям требуются дополнительная поддержка и экспертная работа для повышения их доступности. Важным шагом вперед стала, как ни парадоксально, работа в период пандемии коронавируса, когда практически все российские музеи были вынуждены перенести свою деятельность в интернет. Разумеется, онлайн-экскурсии и дистанционные программы не могут полностью заменить реальное посещение музея, но все-таки делают его более доступным для людей с инвалидностью и всех, кому трудно выходить из дома и передвигаться по городу. С этой точки зрения важны и практики создания полнометражных документальных фильмов-выставок, которые способны по-своему запечатлеть грандиозные, но кратковременные музейные проекты. На протяжении десяти лет британская кинокомпания Seventh Art Productions создает фильмы из цикла «Выставки на экране», каждый из которых посвящен одной музейной экспозиции, будь то выставка Эдварда Мунка в Осло, Яна Вермеера в Амстердаме, Дэвида Хокни в Лондоне или Иеронима Босха в его родном Хертогенбосе. В ближайшее время практика создания фильмов-выставок, надеемся, получит распространение и у нас в стране.
Музеи, ставшие на путь инклюзивности, обязательно сталкиваются со множеством проблем как практического, так и этического толка. Так, институции, расположенные в памятниках архитектуры (исторические здания музеев, соборы, дворцы), не всегда могут решить проблему доступности и безбарьерной среды — как минимум без полной реставрации и приспособления памятника к новым задачам с помощью строительных технологий. Порой такой же серьезной трансформации требуют и сама экспозиция, принципы развески и расположения экспонатов в залах музея. Другой аспект — споры вокруг этичности и целесообразности организации специальных мероприятий для людей с особенностями. Именно интеграция людей с инвалидностью, нейроотличиями и любым нестандартным опытом в общие программы и есть подлинная инклюзия. Музейная практика уже содержит вдохновляющие примеры того, насколько такая интеграция на детских мероприятиях может быть успешной при условии, что они проводятся специалистами, которые владеют техниками привлечения внимания и знают особенности восприятия разных детей.
Каждому из нас по силам делать мир разнообразнее, потому что мы все разные, и музею предстоит стать местом, где каждый человек, независимо от его физических возможностей, культурного багажа или социального происхождения, сможет найти что-то ценное и интересное для себя. Чтобы сохранить свою роль в обществе будущего, музеи должны стать пространствами, где инклюзия является не дополнительной услугой, а встроена в саму основу их деятельности, обеспечивая равный доступ к культурному наследию и знаниям. Именно соблюдение принципов разнообразия, равенства, доступности и инклюзивности обеспечивает условия, при которых каждый посетитель чувствует себя равноправным участником культурного процесса. Это требует не только адаптации физического пространства и разработки специальных программ, но и изменения сознания общества в целом, уважения и понимания уникального опыта и особенностей каждого человека.