18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что может резец в умелых нидерландских руках

Корнелис Корт. По композиции Франса Флориса. Издатель Иероним Кок. «Атлант передает Геркулесу небесный свод». Лист из серии «Подвиги Геркулеса» 1563. Фрагмент.  Фото: Государственный Эрмитаж
Корнелис Корт. По композиции Франса Флориса. Издатель Иероним Кок. «Атлант передает Геркулесу небесный свод». Лист из серии «Подвиги Геркулеса» 1563. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Сто лучших произведений из выдающейся эрмитажной коллекции демонстрируют посетителям выставки «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» разнообразие техник и сюжетов и рассказывают о специфике отношений между художником, гравером и издателем

Это третий проект в новой эрмитажной Галерее графики. Первая выставка была посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, вторая — раннему нидерландскому рисунку. Теперь перед нами 100 отпечатков нескольких десятков авторов, работавших в XVI веке в Нидерландах. Хронологически — с 1510-х годов, когда на арт-сцену вышел Лукас ван Лейден, «нидерландский Дюрер», и до 1580-х, когда распались Старые Нидерланды. Для непрофессионалов жанр выставки можно определить как введение в тему печатной графики, демонстрация разных способов взаимодействия художника, гравера и издателя, которые то соединялись в одном лице, то выступали каждый по отдельности в составе трио, то работали дуэтами в разных сочетаниях.

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

Лукасу ван Лейдену по праву отдан целый зал. Абсолютный классик гравюры резцом, он работал тонким штрихом; доски быстро изнашивались, но и через 100 лет с них продолжали делать оттиски. Эрмитажные листы — «Голгофа», «Четыре евангелиста», «Зубной врач» и «Вергилий в коробе» — из прижизненных. Во «Враче» художник обыгрывает созвучие на нидерландском: вытащить зуб — вытащить деньги. А вот известная история про Вергилия, которого проучила дама (вместо того чтобы поднять ухажера в корзине в свои покои, она оставила его висеть на всю ночь у стены): основной сюжет ван Лейден отодвинул в глубь композиции, а на переднем плане поместил публику, осуждающую поэта и смеющуюся над ним.

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

Другой важный персонаж на выставке — Ламберт Суавиус, «Вакханку» которого хвалил Вазари, называя «прекрасной» и «смелой». «Милосердие» — произведение из того же ряда. Художник работал алмазными резцами ювелиров, чтобы получить едва различимые линии и множество оттенков.

Иероним Кок создал крупнейшее в Северной Европе того времени издательство Aux quatre vents («На четырех ветрах»). Там работали все звезды. Питер Брейгель Старший предоставил свою «босховскую» серию «Семь смертных грехов». Гордыня украшена зеркалом и павлином, лень — подушкой и ослом. Франс Флорис отметился «Жертвоприношением Авраама» (гравер Филипп Галле) и популярной в Нидерландах серией «Подвиги Геркулеса», награвированной Корнелисом Кортом.

Питер ван дер Хейден. По композиции Питера Брейгеля Старшего. Издатель Иероним Кок. «Desidia» («Праздность»). Лист из серии «Семь смертных грехов». 1558. Фото: Государственный Эрмитаж
Питер ван дер Хейден. По композиции Питера Брейгеля Старшего. Издатель Иероним Кок. «Desidia» («Праздность»). Лист из серии «Семь смертных грехов». 1558.
Фото: Государственный Эрмитаж

С конца 1560-х годов религиозные сюжеты занимают в нидерландской гравюре центральное место. «Мученичество святого Павла» по композиции Мартена де Воса награвировал Хендрик Гольциус. Тогда ему было 20, большая слава была еще впереди. Именно в те годы стал складываться корпус гравюр, который в 1639 году Клас Висхер издаст под названием, известным у нас как «Библия Пискатора».

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

В финале — премьера для публики. Ксилография «Обычаи и образ жизни турок», созданная по семи композициям Питера Кука ван Альста, имеет длину 4,5 м. В 1533 году ван Альст посетил Константинополь и сделал рисунки как эскизы шпалер для султана Сулеймана I. Себя изобразил скромно, султана — пафосно, но заказа на шпалеры не получил. Подготовку издания осуществила художница Мария Верхюльст, вдова мастера. 

Государственный Эрмитаж
«Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е) в собрании Эрмитажа»
До 2 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+