18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями

Картина без названия, приписываемая Наталье Гончаровой, является одной из работ, которые, как сообщается, были изъяты в Париже. Фото: TAN
Картина без названия, приписываемая Наталье Гончаровой, является одной из работ, которые, как сообщается, были изъяты в Париже.
Фото: TAN

Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле

Более 100 произведений, атрибутируемых кисти знаменитых русских авангардистов, были изъяты французскими судебными приставами из арт-лаборатории в Париже. Это случилось в феврале, сообщил адвокат коллекционера, у которого изъятые картины, как предполагается, были украдены ранее. Изъятие произошло по судебному иску коллекционера.

Юрист международной фирмы Dentons во Франкфурте представляет интересы Усмана Хатиба, коллекционера, бизнесмена и инвестора палестинского происхождения, проживающего в Израиле. По словам адвоката, стоимость конфискованных работ оценивается в более чем €100 млн. Среди них полотна, приписываемые Наталии Гончаровой, Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу.

В парижской лаборатории была изъята картина без названия, приписываемая Казимиру Малевичу, на которой изображены три человека перед домом. Фото: TAN
В парижской лаборатории была изъята картина без названия, приписываемая Казимиру Малевичу, на которой изображены три человека перед домом.
Фото: TAN

Кто именно поместил эти картины в лабораторию, не сообщается, однако известно, что в 2019 году они были украдены со склада Хатиба в Висбадене. The Art Newspaper ознакомилась с подтверждающими это немецкими судебными документами.

Рейд в Париже последовал за аналогичной операцией на складе во Франкфурте в прошлом году, когда судебные приставы конфисковали сотни произведений искусства, которые, по словам представителей Хатиба, были у него украдены ранее. Адвокат не назвал точную цифру, но сообщил, что в общей сложности было обнаружено «несколько сот» работ.

Задержание нынешнего года — всего лишь один из эпизодов этой запутанной истории, подробности которой изложены на сайте компании LitFin, нанятой коллекционером.

Арт-дилер Ицхак Заруг, владевший галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда. Фото: TAN
Арт-дилер Ицхак Заруг, владевший галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда.
Фото: TAN

Все началось с того, что в 2015 году Усман Хатиб стал клиентом израильского арт-дилера Ицхака Заруга, владевшего галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда. Хатиб приобрел 49% его коллекции — 871 работу. На тот момент Заруг и его деловой партнер Моез бен Хазаз были арестованы: в июне 2013 года их обвинили в продаже поддельных картин. Собрание из 1,8 тыс. произведений было изъято и подвергнуто экспертизе. Судебное дело закончилось успешно для дилеров: в итоге в обвинение включили лишь 19 подделок и в 2018 году галеристы были освобождены, отсидев небольшие сроки и выплатив штрафы.

Усмана Хатиба не отпугнула ни эта история, ни сомнительная репутация галереи SMZ среди знатоков русского авангарда в целом. После того как суд закончился снятием обвинений в подделке с заменой его на обвинение в фальсификации провенанса, в 2019 году 1,8 тыс. произведений искусства были возвращены в галерею. Коллекционер забрал свою половину собрания и поместил на склад, откуда работы вскоре были похищены.

Некоторое время семья Хатиба вела переговоры о возвращении картин, однако безрезультатно. Произведения начали появляться на аукционах в Израиле и Франции, в частности на Ruellan Auction и Hammersite (где 21 ноября 2023 года было выставлено 38 работ, провенансом которых была указана коллекция Перл и которые, по словам Хатибов, на самом деле принадлежали им).

Картина Казимира Малевича «Супрематизм» (1915-1916) также была изъята полицией. Фото: TAN
Картина Казимира Малевича «Супрематизм» (1915-1916) также была изъята полицией.
Фото: TAN

Сын Усмана Хатиба Кастро Бен Леон Лоренс Джайюси, возглавивший семейный «крестовый поход» за возвращение работ, сообщил, что пытался договориться с предполагаемым вором, но безрезультатно, и в итоге Хатибы обратились к властям. В прошлом году Высший региональный суд Франкфурта вынес постановление, разрешающее судебным приставам конфисковывать произведения, принадлежащие Хатибу. Результатом этого постановления и стал обыск в Париже. Рейд в столице Франции, в рамках этой же истории, был санкционирован французским судьей.

Адвокаты Хатиба также связались с аукционными домами во Франции и Израиле, продававшими украденные работы.

В подлинности русского авангарда из висбаденской галереи семья Хатиба не сомневается, считая, что стоимость этих произведений оценивается в сотни миллионов долларов.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+