18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Предельно современно»: новаторство Сони Делоне

Выставка «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре вы­ пускников Бард­колледжа в Нью­Йорке. Фото: Bard Graduate Center
Выставка «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре вы­ пускников Бард­колледжа в Нью­Йорке.
Фото: Bard Graduate Center
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В экспозицию «Соня Делоне. Живое искусство» вошло две сотни работ, созданных художницей за карьеру, охватывающую период с 1910-х по 1970-е годы: от картин до одежды, мебели и даже игральных карт

Художница-авангардистка Соня Делоне (1885–1979) с одинаковой легкостью пересекала что географические границы, что границы между изобразительным и декоративно-прикладным искусством. «Соблазн рассматривать ее богатое наследие через призму ее происхождения велик, но эта художница, родившаяся в Одессе и выросшая в Санкт-Петербурге, при жизни прямо говорила, что искусство не знает национальных и географических границ», — рассказывает Валерия Дорогова, одна из кураторов выставки «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре выпускников Бард-колледжа в Нью-Йорке.

Соня Делоне. «Цветовые ритмы, или Панно F 1898». 1975 (дизайн 1974).  Фото: Isabelle Bideau/Pracusa
Соня Делоне. «Цветовые ритмы, или Панно F 1898». 1975 (дизайн 1974).
Фото: Isabelle Bideau/Pracusa

Становление Делоне как художницы в значительной степени связано с Парижем и Западной Европой в целом. Богатые родственники поддерживали Соню Терк (такой псевдоним взяла себе Сара Штерн еще в юности), пока она получала художественное образование сначала в германском Карлсруэ, а затем во французской столице. Ее относят к числу художников Парижской школы. Ее вторым мужем был художник Робер Делоне, с которым они основали течение «орфизм». Робер, умерший в 1941 году, писал об искусстве жены, что оно «ничего не берет взаймы у прошлого и полностью отражает дух нашего времени». Дорогова обращает внимание на платье, которое в 1968 году реконструировали в модном доме Dior по эскизу, созданному Делоне в ­1920-х, и отмечает, что оно «предельно современно», а ее набивные ткани прекрасно подойдут и для «модных показов завтрашнего дня».

Соня Делоне.  Ансамбль (платье, комбинация, болеро), сшитый для Аннет Кутро в 1930 году. Музей городской моды, дворец Гальера, Париж. 1971.  Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY/ Pracusa
Соня Делоне. Ансамбль (платье, комбинация, болеро), сшитый для Аннет Кутро в 1930 году. Музей городской моды, дворец Гальера, Париж. 1971.
Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY/ Pracusa

Выставка рассказывает о новаторстве Сони Делоне и о том, какое важное место занимают ее смелые авангардные формы и яркие цвета в каноне модернизма. В экспозицию вошли две сотни работ, созданных ею за карьеру, охватывающую период с ­1910-х по ­1970-е годы: от картин до одежды, мебели и даже игральных карт. Некоторые ключевые экспонаты приехали из таких институций, как Центр Помпиду и Музей городской моды во дворце Гальера в Париже.

Соня Делоне. Набор игрушек.  1913.  Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.  Фото: CNAC/MNAM, Dist. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Georges Meguerditchian/Pracusa
Соня Делоне. Набор игрушек. 1913. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.
Фото: CNAC/MNAM, Dist. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Georges Meguerditchian/Pracusa

Многие демонстрируются в США впервые, а другие, в том числе личный дневник 1967 года с выполненными гуашью композициями, вообще никогда прежде не выставлялись. Дневник предоставил на выставку художник Патрик Рейно, последний ныне живущий ассистент ее мастерской. Рейно также написал эпилог к 540-страничному каталогу выставки.  

Центр выпускников Бард-колледжа
«Соня Делоне. Живое искусство»
До 7 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+