18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Предельно современно»: новаторство Сони Делоне

Выставка «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре вы­ пускников Бард­колледжа в Нью­Йорке. Фото: Bard Graduate Center
Выставка «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре вы­ пускников Бард­колледжа в Нью­Йорке.
Фото: Bard Graduate Center
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В экспозицию «Соня Делоне. Живое искусство» вошло две сотни работ, созданных художницей за карьеру, охватывающую период с 1910-х по 1970-е годы: от картин до одежды, мебели и даже игральных карт

Художница-авангардистка Соня Делоне (1885–1979) с одинаковой легкостью пересекала что географические границы, что границы между изобразительным и декоративно-прикладным искусством. «Соблазн рассматривать ее богатое наследие через призму ее происхождения велик, но эта художница, родившаяся в Одессе и выросшая в Санкт-Петербурге, при жизни прямо говорила, что искусство не знает национальных и географических границ», — рассказывает Валерия Дорогова, одна из кураторов выставки «Соня Делоне. Живое искусство» в Центре выпускников Бард-колледжа в Нью-Йорке.

Соня Делоне. «Цветовые ритмы, или Панно F 1898». 1975 (дизайн 1974).  Фото: Isabelle Bideau/Pracusa
Соня Делоне. «Цветовые ритмы, или Панно F 1898». 1975 (дизайн 1974).
Фото: Isabelle Bideau/Pracusa

Становление Делоне как художницы в значительной степени связано с Парижем и Западной Европой в целом. Богатые родственники поддерживали Соню Терк (такой псевдоним взяла себе Сара Штерн еще в юности), пока она получала художественное образование сначала в германском Карлсруэ, а затем во французской столице. Ее относят к числу художников Парижской школы. Ее вторым мужем был художник Робер Делоне, с которым они основали течение «орфизм». Робер, умерший в 1941 году, писал об искусстве жены, что оно «ничего не берет взаймы у прошлого и полностью отражает дух нашего времени». Дорогова обращает внимание на платье, которое в 1968 году реконструировали в модном доме Dior по эскизу, созданному Делоне в ­1920-х, и отмечает, что оно «предельно современно», а ее набивные ткани прекрасно подойдут и для «модных показов завтрашнего дня».

Соня Делоне.  Ансамбль (платье, комбинация, болеро), сшитый для Аннет Кутро в 1930 году. Музей городской моды, дворец Гальера, Париж. 1971.  Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY/ Pracusa
Соня Делоне. Ансамбль (платье, комбинация, болеро), сшитый для Аннет Кутро в 1930 году. Музей городской моды, дворец Гальера, Париж. 1971.
Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY/ Pracusa

Выставка рассказывает о новаторстве Сони Делоне и о том, какое важное место занимают ее смелые авангардные формы и яркие цвета в каноне модернизма. В экспозицию вошли две сотни работ, созданных ею за карьеру, охватывающую период с ­1910-х по ­1970-е годы: от картин до одежды, мебели и даже игральных карт. Некоторые ключевые экспонаты приехали из таких институций, как Центр Помпиду и Музей городской моды во дворце Гальера в Париже.

Соня Делоне. Набор игрушек.  1913.  Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.  Фото: CNAC/MNAM, Dist. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Georges Meguerditchian/Pracusa
Соня Делоне. Набор игрушек. 1913. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж.
Фото: CNAC/MNAM, Dist. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Georges Meguerditchian/Pracusa

Многие демонстрируются в США впервые, а другие, в том числе личный дневник 1967 года с выполненными гуашью композициями, вообще никогда прежде не выставлялись. Дневник предоставил на выставку художник Патрик Рейно, последний ныне живущий ассистент ее мастерской. Рейно также написал эпилог к 540-страничному каталогу выставки.  

Центр выпускников Бард-колледжа
«Соня Делоне. Живое искусство»
До 7 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+