18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самый яркий период в советской фотографии — от а до я

Николай Кулешов. «Строй военных». 1930-е. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Николай Кулешов. «Строй военных». 1930-е.
Фото: Центр визуальной культуры Béton
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Авторов выстроили по алфавиту: на примере сотни работ 50 мастеров из собрания Центра визуальной культуры Béton организаторы выставки «Алфавит» стремятся показать все разнообразие советской фотографии 1920–1930-х годов

На примере сотни работ 50 мастеров из собрания Центра визуальной культуры Béton организаторы выставки стремятся показать все разнообразие советской довоенной фотографии.

Структура экспозиции — это не просто от а до я самого яркого периода истории отечественной фотографии. Авторы действительно выстроены по алфавиту с целью продемонстрировать их равенство перед историей. Кроме того, такая концепция отсылает к Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, которая прошла в здании ГМИИ им. А.С.Пушкина осенью 1937 года и также представляла работы советских фотографов в алфавитном порядке. Та выставка демонстрировала триумф соцреализма, и новый проект предлагает задуматься, чем стала для фотографии того времени необходимость «исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». «Характерной особенностью этого периода фотографии является становление советского репортажа на фоне смен разных течений, например пикториализма, и развития новых визуальных средств фотографии в рамках авангарда, — отмечает куратор выставки Алексей Логинов, историк фотографии, арт-директор ЦВК Béton. — Мы не ставили перед собой цель провести анализ и оценить вклад того или иного автора в советскую фотографию, а хотели показать ее как можно полнее».

Леонид Шокин. «Артельщицы». Фото: Центр визуальной культуры Béton
Леонид Шокин. «Артельщицы».
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Если учесть, насколько короток в историческом смысле рассматриваемый период, практически все фотографы успевали за годы карьеры поработать в самых разных стилях. Например, на выставке покажут и пикториалистическую работу Александра Родченко, и его конструктивизм.

На создание полной картины фотографии того времени работает и решение представлять не только известнейших мастеров, как упомянутый Родченко, Аркадий Шайхет или Борис Игнатович, но и гораздо менее известные имена. Среди них, например, Борис Кудояров, начинавший со съемки спортивных соревнований и позже запечатлевший все 900 дней блокады Ленинграда; Федор Кислов, снимавший советских государственных деятелей; Николай Свищов-Паола, мастер-пикториалист, относящийся к предыдущему поколению и в 1920-е нашедший применение своему стремлению к живописности в съемке актеров и сцен из спектаклей. Здесь также представлен снимок почти забытого Сергея Шиманского, опубликованный в свое время в альбоме «Советская фотография», выпущенном для павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Особое место занимает фото советского фотокорреспондента Роберта Диамента, которое Эдвард Стайхен, один из самых знаменитых фотографов ХХ века, отобрал для своего эпохального проекта 1955 года «Род человеческий» (выставка включала 503 фотографии из 68 стран и была показана в СССР в 1959 году).

Владислав Микоша. «На корте». 1936. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Владислав Микоша. «На корте». 1936.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

К проекту приурочен выход альбома, зримо демонстрирующего, какими острыми дискуссиями слом направлений сопровождался в профессиональной среде: все персоналии сопровождены цитатами из журнала «Советское фото». 

Центр визуальной культуры Béton
«Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+