18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самый яркий период в советской фотографии — от а до я

Николай Кулешов. «Строй военных». 1930-е. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Николай Кулешов. «Строй военных». 1930-е.
Фото: Центр визуальной культуры Béton
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Авторов выстроили по алфавиту: на примере сотни работ 50 мастеров из собрания Центра визуальной культуры Béton организаторы выставки «Алфавит» стремятся показать все разнообразие советской фотографии 1920–1930-х годов

На примере сотни работ 50 мастеров из собрания Центра визуальной культуры Béton организаторы выставки стремятся показать все разнообразие советской довоенной фотографии.

Структура экспозиции — это не просто от а до я самого яркого периода истории отечественной фотографии. Авторы действительно выстроены по алфавиту с целью продемонстрировать их равенство перед историей. Кроме того, такая концепция отсылает к Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, которая прошла в здании ГМИИ им. А.С.Пушкина осенью 1937 года и также представляла работы советских фотографов в алфавитном порядке. Та выставка демонстрировала триумф соцреализма, и новый проект предлагает задуматься, чем стала для фотографии того времени необходимость «исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». «Характерной особенностью этого периода фотографии является становление советского репортажа на фоне смен разных течений, например пикториализма, и развития новых визуальных средств фотографии в рамках авангарда, — отмечает куратор выставки Алексей Логинов, историк фотографии, арт-директор ЦВК Béton. — Мы не ставили перед собой цель провести анализ и оценить вклад того или иного автора в советскую фотографию, а хотели показать ее как можно полнее».

Леонид Шокин. «Артельщицы». Фото: Центр визуальной культуры Béton
Леонид Шокин. «Артельщицы».
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Если учесть, насколько короток в историческом смысле рассматриваемый период, практически все фотографы успевали за годы карьеры поработать в самых разных стилях. Например, на выставке покажут и пикториалистическую работу Александра Родченко, и его конструктивизм.

На создание полной картины фотографии того времени работает и решение представлять не только известнейших мастеров, как упомянутый Родченко, Аркадий Шайхет или Борис Игнатович, но и гораздо менее известные имена. Среди них, например, Борис Кудояров, начинавший со съемки спортивных соревнований и позже запечатлевший все 900 дней блокады Ленинграда; Федор Кислов, снимавший советских государственных деятелей; Николай Свищов-Паола, мастер-пикториалист, относящийся к предыдущему поколению и в 1920-е нашедший применение своему стремлению к живописности в съемке актеров и сцен из спектаклей. Здесь также представлен снимок почти забытого Сергея Шиманского, опубликованный в свое время в альбоме «Советская фотография», выпущенном для павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Особое место занимает фото советского фотокорреспондента Роберта Диамента, которое Эдвард Стайхен, один из самых знаменитых фотографов ХХ века, отобрал для своего эпохального проекта 1955 года «Род человеческий» (выставка включала 503 фотографии из 68 стран и была показана в СССР в 1959 году).

Владислав Микоша. «На корте». 1936. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Владислав Микоша. «На корте». 1936.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

К проекту приурочен выход альбома, зримо демонстрирующего, какими острыми дискуссиями слом направлений сопровождался в профессиональной среде: все персоналии сопровождены цитатами из журнала «Советское фото». 

Центр визуальной культуры Béton
«Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+