18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Поговорим начистоту: оценивая прошлое Королевской академии

Фрагмент скульптурной композиции Тавареса Страчана «Первый ужин» («Черная галактика») (2023), размещенной во дворе Королевской академии художеств.  Фото: Jonty Wilde/artist and Perrotin, collection of Glenstone Museum, Potomac, Maryland
Фрагмент скульптурной композиции Тавареса Страчана «Первый ужин» («Черная галактика») (2023), размещенной во дворе Королевской академии художеств.
Фото: Jonty Wilde/artist and Perrotin, collection of Glenstone Museum, Potomac, Maryland
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Сборник статей и очерков под новым углом рассматривает роль академии в создании эстетического канона, основанного на идеях империализма и рабовладения. Сама же академия инициировала книгу «Переплетенные прошлые» и проведение одноименной выставки

Сборник «Переплетенные прошлые с 1768 года по настоящее время» и одноименную выставку, которую он сопровождает (Лондон, Королевская академия художеств, до 28 апреля), можно назвать межевым знаком, вехой или даже сигнальным маяком постепенно формирующегося ландшафта изданий, экспозиций и дискуссий, которые предлагают критический взгляд на колониальное прошлое искусства. Как понятно уже из названия, разбираемые в книге сюжеты переплетены с историей самой Королевской академии, начиная с ее основания в 1768 году группой из 34 художников из Британии, Ирландии, Европы и Америки, во главе которой стоял Джошуа Рейнолдс (1723–1792).

Entangled Pasts 1768 — now: Art, Colonialism and Change / Esther Chadwick, Cora Gilroy-Ware, Sarah Lea, Dorothy Price; section introductions by Alayo Akinkugbe, Sarah Lea, Rose Thompson. Royal Academy of Arts. 192 с.: 125 цв. ил. £25. На английском языке
Entangled Pasts 1768 — now: Art, Colonialism and Change / Esther Chadwick, Cora Gilroy-Ware, Sarah Lea, Dorothy Price; section introductions by Alayo Akinkugbe, Sarah Lea, Rose Thompson. Royal Academy of Arts. 192 с.: 125 цв. ил. £25. На английском языке

Предисловие к сборнику кураторы выставки Дороти Прайс и Сара Леа открывают вопросом по существу: «Что для Королевской академии значит организовать в 2024 году выставку, посвященную ее собственной роли в становлении канона западного искусства в контексте британского колониализма, империи и рабовладения?» Затем, держа в уме разнообразные роли, которые играла академия на протяжении своей истории, они цитируют писательницу и поэтессу Одри Лорд: «Орудия хозяина никогда не разрушат хозяйский дом». И все же их книга, идущая вразрез с устоявшимся историческим нарративом Королевской академии, в некотором смысле делает именно это — и именно в этом заключается ее ценность. В книге используется тот же подход, что и в экспозиции: исторические и современные произведения объединяются таким образом, чтобы вторые раскрывали первые, существенно углубляя и расширяя понимание колониальной истории Британии.

Эпиграфом к выставке «Переплетенные прошлые» служит скульптурная композиция Тавареса Страчана «Первый ужин» («Черная галактика») (2023), размещенная во дворе Королевской академии художеств. Фото: Jonty Wilde/artist and Perrotin, collection of Glenstone Museum, Potomac, Maryland
Эпиграфом к выставке «Переплетенные прошлые» служит скульптурная композиция Тавареса Страчана «Первый ужин» («Черная галактика») (2023), размещенная во дворе Королевской академии художеств.
Фото: Jonty Wilde/artist and Perrotin, collection of Glenstone Museum, Potomac, Maryland

Империя на допросе

В этом щедро проиллюстрированном сборнике можно выделить два крупных блока: четыре статьи, включая введение, и каталог, четко и ясно структурирующий материал. За ними следует раздел кратких биографий художников и их моделей. Он играет ключевую роль для понимания аргументов и позиций, которые представляют Прайс, Леа и другие авторы: Алайо Акинкугбе, Кора Гилрой-Уэр, Роуз Томпсон, Эстер Чадвик. Каталог, в свою очередь, делится на три тематических раздела, каждый из которых включает два-три кратких эссе. Искусный выбор тем: «Места силы», «Красота и различие», «Пересекая океан» — дает авторам возможность выстроить свой анализ империи, колониализма и искусства в действительно новаторской перспективе.

К примеру, в рамках темы «Места силы» Леа анализирует зазор между индивидуальным портретом и изображением обобщенного типажа. В 1773 году Филлис Уитли стала первой афроамериканкой, опубликовавшей сборник стихотворений, одно из которых было посвящено художнику «С.М.» (предположительно Сципио Мурхеду, чьих произведений не сохранилось). Теперь Мурхед обрел лицо на картине художника Керри Джеймса Маршалла «Сципио Мурхед. Портрет самого себя, 1776» (2007).

Керри Джеймс Маршалл. «Сципио Мурхед. „Портрет самого себя“. 1776». 2007.
Керри Джеймс Маршалл. «Сципио Мурхед. „Портрет самого себя“. 1776». 2007.

Столпами британского колониализма были кораблестроение и мореплавание, и инсталляция Хью Лока «Армада» (2017–2019) объединяет модели кораблей из разных эпох и мест. В этом пространстве вчерашний беженец может быть сегодняшним гражданином. Члены Королевской академии, в том числе Эдвард Пенни, ее первый преподаватель живописи, зарабатывали на заказах Ост-Индской компании (1600–1874). Близнецы Сингх исследуют эти отношения через анализ рабства, конфликта, потребления элитных товаров и культурного обмена в ретроспективе текстильного экспорта Индии в серии «Рабы моды», в том числе в работе «Индианки: расширенный треугольник» (2018).

Во втором тематическом разделе, «Красота и различие», Леа рассматривает колониальную политику через ландшафт и архитектуру. Ландшафтная живопись занимает почетное место в традиции Королевской академии, в том числе благодаря таким именам, как Томас Гейнсборо, Джон Констебл и Уильям Тёрнер. В «Виде на залив Оайтепеа, Таити» (1776) Уильям Ходжес изображает Таити как женственное пространство сексуальной доступности, а в своей дипломной работе «Гхаты в Варанаси» (1787) использует эстетический «фильтр», придавая изображению классицистические черты.

Хелен Галлахер. Whale Falls. 2017.  Фото: Ernst Moritz/Ellen Gallagher. Courtesy the artist and Hauser & Wirth
Хелен Галлахер. Whale Falls. 2017.
Фото: Ernst Moritz/Ellen Gallagher. Courtesy the artist and Hauser & Wirth

Последний раздел, «Пересекая океан», открывается сильной статьей Томпсон «Водное величие». Она посвящена утраченным в океане жизням порабощенных людей, и отсюда автор проводит прямую линию к самой большой галерее Королевской академии, называя ее «местом оплакивания и размышления об этих жизнях, соединяющим прошлое и будущее для изучения длящихся последствий Среднего пути». Средним путем называется маршрут, по которому порабощенных людей из Африки везли в Северную и Южную Америку, одна из сторон британского торгового треугольника.

Занимая позицию

В качестве заключения Сара Леа задает вопрос: «Что теперь?» Возможный выход предлагает работа Олу Огуннаике «Я лучше постою» (2022). В своем творчестве художник исследует социальные, исторические и материальные свойства дерева. «Я лучше постою» имитирует форму четвертого постамента на Трафальгарской площади (который Огуннаике называет местом для «успешных художников»), изначально установленного в 1841 году, когда Королевская академия располагалась в одном здании с Национальной галереей. Постамент Огуннаике сделан из отходов «фальшивой» дешевой древесины (на самом деле это древесина элитных пород, использующихся для изготовления экспортной мебели, которую измельчили, чтобы она выглядела как временный строительный щит). Леа отмечает, что в этой работе соединяются история «коммерческого и морского могущества» Британии и «современная дискуссия о роли памятников в общественном пространстве». Поскольку Огуннаике — недавний выпускник Королевской академии, здесь мы, возможно, имеем дело со случаем, когда институция демонтирует саму себя изнутри.

Любейна Химид. «Называя деньги». 2004. Инсталляция в смешанной технике со звуком. Национальные музеи Ливерпуля, Международный музей рабства.  Фото: Stuart Whipps/Spike Island, Bristol. Photo:
Любейна Химид. «Называя деньги». 2004. Инсталляция в смешанной технике со звуком. Национальные музеи Ливерпуля, Международный музей рабства.
Фото: Stuart Whipps/Spike Island, Bristol. Photo:

Это лишь один из множества разбираемых в книге примеров, каждый из которых приглашает читателя в особое путешествие, в то же время внося вклад во всеохватный нарратив, говорящий о необходимости коллективного размышления о «переплетенных прошлых». В конечном счете эта книга — провокация и призыв к другим институциям сделать то же самое. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+