Тем, кто хорошо знает историю отечественного искусства конца ХХ века, слово «тюрлик» должно быть знакомо. Тюрлики — гротескные создания, населявшие картины позднего Гелия Коржева. На автора персональной выставки в галерее Ruarts еще в детстве тюрлики произвели неизгладимое впечатление (и его можно понять), отсюда и псевдоним. Ему под стать и миры, которые создает Виталий Тюрлик: они весьма дискомфортны по атмосфере и населены сюрреалистичными персонажами. Многие из них, похоже, за что-то ополчились на людей: грибы преследуют грибников («Тихая охота»), гигантский черный петух клюет маленьких рыбаков на льдине — да-да, работа называется «Клюет», а рядом — «Тот самый чай», где слон с пачки индийского чая решил отомстить человеку с той же пачки.
Тревожная тематика сполна компенсируется юмором, игрой слов и подчеркнуто наивной техникой текстильного коллажа, к которой Тюрлик пришел от вышивки. Художник прибегает к актуальной экопрактике upcycling, большая часть материалов — ткань, бывшая в употреблении. «Однажды у меня закончилась хлопковая ткань из IKEA, на которой я вышивал. Я решил сшить вместе оставшиеся обрезки, использовать то, что должно было уйти в мусорку. Через какое-то время из таких же обрезков я забавы ради начал формировать что-то вроде сюжетов, складывать фигуры». Тема выставки, сонный паралич — неуютное психофизиологическое состояние между сном и явью, которое длится от нескольких секунд до нескольких минут. Лучше всего его иллюстрирует коллаж «Вот и лег»: над кроватью распростер крылья гигантский мотылек-совка. К счастью, в отличие от сна разума, сонный паралич — явление кратковременное.
Галерея Ruаrts
«Сонный паралич. Виталий Тюрлик»
До 12 мая