18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Будущий Берлин Модерн открещивается от ярлыка «убийцы климата»

Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля. Фото: Herzog & de Meuron/Katharina Sieverding
Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля.
Фото: Herzog & de Meuron/Katharina Sieverding
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Строительство здания, в котором должен разместиться новый музей современного искусства, уже началось, но его проект давно критикуют за несоответствие экологическим требованиям. Изменения теперь вносят на ходу

Проект нового берлинского музея современного искусства, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный и даже называли «убийцей климата» за неудачный дизайн здания, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития».

Торжественная закладка фундамента Берлин Модерн, ранее известного как Музей ХХ века, состоялась 9 февраля. Но строительство уже идет полным ходом — музей по проекту швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей.

Проект музея, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития». Фото: Herzog & de Meuron
Проект музея, который почти сразу раскритиковали как неэкологичный, в итоге существенно переформатировали в надежде сделать «образцом устойчивого развития».
Фото: Herzog & de Meuron

Хотя по плану Берлин Модерн распахнет двери не раньше 2027 года, он давно привлекает к себе внимание. В 2022 году из-за событий на Украине и надвигающегося дефицита газа и нефти возмущение публики вызывали «аппетиты» здания, которое требовало огромных энергетических ресурсов. Так, Стефан Саймон, ученый и реставратор, глава исследовательской лаборатории Rathgen, в одном из интервью даже назвал проект «самым неэкологичным зданием за всю историю государственных музеев».

В конце 2019 года, когда был заложен первый камень тогда еще Музея ХХ века, пост министра культуры в Германии впервые достался представительнице партии зеленых — Клаудии Рот. Кроме того, назначили нового директора музея — им стал Клаус Бизенбах, известный искусствовед и куратор, основатель Берлинской биеннале, в недавнем прошлом директор Музея современного искусства в Лос-Анджелесе. Оба объявили курс на экологичность и устойчивость приоритетным для нового музея.

Строительство идет полным ходом — музей сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей. Фото: Alexander Ludwig Obst & Marion Schmieding / Bundesbau Baden-Württemberg / SPK
Строительство идет полным ходом — музей сейчас представляет собой большой котлован рядом с Новой национальной галереей.
Фото: Alexander Ludwig Obst & Marion Schmieding / Bundesbau Baden-Württemberg / SPK

Клаудия Рот, по инициативе которой в прошлом году были составлены новые экологические рекомендации для немецких музеев, позволяющие достичь углеродной нейтральности к 2045 году, заявила, что хотела бы видеть Берлин Модерн «образцом в области устойчивого развития». Бизенбах соглашается с ней: «Изменение климата — острая, постоянно усиливающаяся проблема. Мы смогли переосмыслить здание с учетом новых замечаний и требований».

Экологическая реконструкция потребует добавить еще €10 млн к бюджету проекта, и без того немалому — €550 млн. Среди новшеств, например, установка на крыше солнечных батарей площадью 4 тыс. кв. м и уменьшение огромной входной группы. Оборудование для климат-контроля будет установлено только в выставочных залах; это снизит энергопотребление музея примерно на 20%.

Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств). Фото: Herzog & de Meuron
Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств).
Фото: Herzog & de Meuron

Строгое невысокое здание из красного кирпича будет включено в комплекс, известный как Культурфорум (в него также входят Новая национальная галерея и Галерея искусств). По словам Бизенбаха, благодаря нынешнему проекту этот комплекс станет для центра Берлина «культурным садом»: соседний парк Тиргартен соединится с каналом на южной стороне Новой национальной галереи.

Несмотря на провозглашенную политику музея, Стефан Саймон настроен скептически. «Нормы энергопотребления здания по-прежнему зашкаливают, — говорит он. — Я почти уверен, что через пять-десять лет об этом придется пожалеть. Похоже, единственное, что эволюционирует в нашей стране, — это гринвошинг („зеленый пиар“, создание ложного представления об экологичности продукта или услуги. — TANR)». Сам Бизенбах не исключает дальнейших изменений в конструкции здания. «Мы находимся в процессе доработок — учимся на практике. Конечно, мы пока не видим всех проблем», — признает он. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+